Анализ деятельности МБОУ ДОД "ЦДОД №8" по оздоровлению обучающихся   и формированию у них навыков здорового образа жизни
 

Анализ деятельности МБОУ ДОД "ЦДОД №8" по оздоровлению обучающихся   и формированию у них навыков здорового образа жизни

                                                                                                    Приложение 2      

 

АНАЛИЗ

деятельности МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» по оздоровлению обучающихся

 и формированию у них навыков здорового образа жизни

(за последние 3 года)

 

        1.Общая    характеристика    учреждения  (организации)    дополнительного

         образования.

1.1.       Наименование УДО -

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей № 8» (сокращенное наименование - МБОУ ДОД «ЦДОД № 8»).

1.2.       Юридический и фактический адреса УДО:

432034, г. Ульяновск, ул. Полбина, д. 21.

Телефоны  48-20-03, 58-36-75    Факс 48-20-03    E-mail cdod8@mail.ru

1.3.       Сколько лет существует учреждение:  36 лет (с 01 сентября 1977 г.).

1.4.       Численность обучающихся - 1521 человек.

1.5.       Кадровый состав (общее количество педагогических работников, распределение по уровню образования, стажа работы, возрасту, квалификационным категориям).

 

      Образовательное учреждение имеет высококвалифицированные педагогические кадры в количестве 23 человек, в том числе: директор образовательного учреждения, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, методисты.

 

п/п

Ф.И.О.

педагогического работника

Образо-вание

 

Педаго-

гический

стаж

Должность

работника

Квалифи-кационная

категория

 

1

2

3

4

5

6

1.

Афанасьев

Андрей Владимирович

высшее

20 л 3 м.

Директор,

методист

высшая

2.

Бородавина

Елена Геннадьевна

высшее

8 л. 7 м.

зам. директора,

методист

высшая

 

3.

Абрамова

Татьяна Александровна

высшее

2 г. 10 м.

зам. директора

по ВР

высшая

 

4.

Лияскин

Владимир Николаевич

высшее

34 г. 1 м.

методист,

педагог доп. обр.

высшая

5.

Патяева

Елена Ивановна

высшее

22 г. 7 м.

педагог доп. обр.

высшая

1

2

3

4

5

6

6.

Мизина

Надежда Сергеевна

среднее профес.

29 л. 4 м.

педагог-организатор

 

1кв. кат.

7

Половова

Татьяна Николаевна

среднее профес.

13 л. 7 м.

педагог-организатор

 

высшая

8.

Климова  

Ольга Леонидовна

высшее

1 г. 7 м.

педагог доп. обр.

б/кат.,

соответствие

занимаемой должности

9.

Гаврина

Александра Викторовна

высшее

8 л. 10 м.

педагог доп. обр.

1 кв. кат.

10

Гриднева

Екатерина Александровна

высшее

9 л. 7 м.

педагог доп. обр.

 

б/кат.,

соответствие

занимаемой должности

11.

Сультеева

Юлия Владимировна

 среднее профес.

3 г. 5 м.

педагог доп. обр.

б/кат.,

соответствие

занимаемой должности

12.

Суворова  

Наталья Борисовна

среднее профес.

31 г.  4м.

педагог доп. обр.

высшая

13.

Горос  

Михаил Дмитриевич

высшее

 2 г. 3 м.

педагог доп. обр.

б/кат.,

соответствие

занимаемой должности

14.

Першина

Галина Ивановна

среднее профес.

33г.10 м.

педагог доп. обр.

1 кв. кат.

15.

Хисюков

Ростям Зарифович

высшее

27 л. 4 м.

педагог доп. обр.

б/кат.,

соответствие

занимаемой должности

16.

Устимова
Наталья Викторовна

среднее профес.

 1 г. 1 м.

педагог доп. обр.

б/кат.,

соответствие

занимаемой должности

17.

Карташева

Марина Юрьевна

среднее профес.

 

 

12 л. 4 м.

педагог доп. обр.

высшая

Совместители

 

1.

Знаменская

Лариса Фоминична

высшее

31 г. 3 м.

педагог  доп. обр.

  2 кв. кат.

2.

Бугеро

Светлана Сергеевна

высшее

 

 1 г. 1 м.

педагог доп. обр.

б/кат.

3.

Волкова

Юлия Геннадьевна

высшее

8 л. 10 м.

педагог доп. обр.

2 кв. кат.

4.

Чугунов

Сергей Владимирович

высшее

 1 г. 3 м.

педагог доп. обр.

б/кат.

5.

Скорая  

Татьяна Владимировна

высшее

1 г.10 м.

педагог доп. обр.

б/кат.

6.

 Обидова

Олеся Валерьевна

среднее  профес.

2 г. 3 м.

педагог доп. обр.

б/кат.

7.

Шагаева

Лилия Фаннуровна

высшее

14 л. 1 м.

педагог доп. обр.

1  кв. кат.








 

1.6.       Научно-методическая работа педагогов по оздоровлению обучающихся и пропаганде здорового образа жизни

 

      В Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей № 8» оздоровительная работа с обучающимися организуется в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Муниципальной программой «Развитие и модернизация образования в Муниципальном образовании «Город Ульяновск» на 2014-2016 годы», раздел 2 «Здоровые дети», утвержденной постановлением администрации города Ульяновска от 18.09.2013 г. № 4074, другими нормативными документами.  Оздоровительная работа в учреждении ведется по двум направлениям: создание условий для здоровьеформирующей деятельности, использование здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе и формирование здорового образа жизни обучающихся и работников образовательного учреждения.

      В учреждении разработана и реализуется Программа «Здоровый ребенок» по оздоровлению воспитанников и пропаганде здорового образа жизни в МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» на 2014-2016 годы.

      МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» реализует следующие программы дополнительного образования, направленные на формирование сознательного отношения к своему здоровью, профилактику вредных привычек, асоциального поведения, пропаганду здорового образа жизни: «Волейбол», «Настольный теннис», «Бокс», «Футбол», танцевальная студия «Вдохновение» (дети от 10 до 16 лет), танцевальная студия «Мы танцуем» (дети от 5 до 8 лет), современные бальные танцы (дети с 7 до 11 лет), «Девять ступеней мастерства танца», «Сценическое движение», студия эстрадного пения «Дилижанс» и другие.

      Организация образовательного процесса в МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» осуществляется по учебному плану, утвержденному директором учреждения. Учебные занятия в образовательном учреждении организованы в соответствии с утвержденным расписанием занятий,  требованиями СанПиН 2.4.4.1251-03 к учреждениям дополнительного образования.

      Вопросы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников Центра  в процессе учебно-воспитательной работы отражены в учебном плане и программе развития МБОУ ДОД «ЦДОД № 8», которые ориентированы на обеспечение и поддержание физического, психического и духовного здоровья всех участников образовательного процесса, развитие традиций здорового образа жизни, оценку уровня психофизического состояния здоровья обучающихся, проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, социальную адаптированность обучающихся.

      В образовательную деятельность учреждения последовательно внедряются здоровьесберегающие технологии при организации учебно-воспитательного процесса, формируется и развивается культура здоровья у обучающихся, работников учреждения. Обновляется и укрепляется материально-техническая база для внедрения здоровьесберегающих технологий в Центре.

      В МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» реализуется:

1.   Развитие межведомственных связей для решения проблем здоровьесбережения:

-     сотрудничество с МУЗ ЦК МСЧ поликлиникой № 2, областной клиникой наркологической больницы, ГИБДД, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области».

      2. Разработка программно-методического обеспечения:

-     увеличение образовательных программ спортивной направленности, учебных  часов для занятий физической культурой и спортом в учреждении.

      3. Рационализация режима работы учреждения:

-     введение 10-минутной динамичной перемены для обучающихся.

      4. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса:

-     педагогическое анкетирование и тестирование обучающихся, воспитанников;

-     проведение лекториев, бесед, социальных акций и мероприятий  для родителей и обучающихся по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек;

-     организация летнего оздоровительного лагеря на базе Центра.

      5. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

      В учреждении сложилась система учёта, отслеживания и педагогического контроля за состоянием здоровья обучающихся, которая осуществляется комплексно и позволяет планировать дальнейшую деятельность педагогического коллектива в этом направлении на основе проблемно-ориентированного анализа.

      Каждое занятие с обучающимися планируется и организуется с учётом здоровьесберегающих компонентов:

-     физиологических (обеспечение санитарно-гигиенических норм в уче6бных помещениях, физиологически грамотное построение учебных занятий);

-     педагогических (уяснение мотивационной основы занятий, педагогически рациональная организация занятий, активные методы обучения);

-     психологических (благоприятный эмоциональный фон занятий, эффективность общения и наличие диалога между педагогом и обучающимися, создание ситуации успеха на всех занятиях).

      Созданное в учреждении материально-техническое оснащение учебно-воспитательного процесса, ресурсное обеспечение позволяет успешно реализовывать:

 

-     учебно-воспитательную деятельность (обучение по программам дополнительного образования детей);

-     оздоровительную работу (психолого-медицинское обследование и диагностику обучающихся,  оздоровительная  физкультура, занятия спортом);  

-     внеурочную работу (семинары, выставки, конкурсы, олимпиады, различные массовые и спортивные мероприятия).

      Проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся отражены в тематике заседаний методических объединений, педагогических советов, совещаний при директоре. Рекомендации и консультирование родителей по соблюдения режима для обучающихся, создание комфортных условий пребывания в учебном кабинете, соблюдение санитарно-гигиенических требований в помещениях - таковы наиболее часто встречающиеся вопросы, вынесенные на рассмотрение и обсуждение.

 

1.7.       Уровень взаимодействия с другими образовательными учреждениями по оздоровлению обучающихся и пропаганде здорового образа жизни

 

      МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» успешно сотрудничает по оздоровлению обучающихся и пропаганде здорового образа жизни с 14 образовательными учреждениями г. Ульяновска.

·       МБОУ СОШ № 8, 12, 25, 27, 35, 37, 49, 51, 52, 53, МБОУ «Мариинская гимназия»;

·       ОГБОУ СКО школа-интернат № 1 VI вида «Улыбка»;

·       ОГБКОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа                    № 23 VIII вида»;

·       ГБОУ Ульяновский детский дом «Гнёздышко».

     Учреждение проводит целенаправленную работу по взаимодействию и сотрудничеству с учреждениями, организациями г. Ульяновска и Ульяновской области. Поддерживает и развивает с ними партнерские отношения. Социальными партнерами образовательного учреждения по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни являются:

·       Ульяновское региональное отделение Общероссийского общества благотворительного фонда «Российский Детский фонд»;

·       Комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации  г. Ульяновска;

·       Департамент труда Министерства труда и социального развития Ульяновской области;

·       Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области;

·       Администрация Засвияжского района города Ульяновска(отдел по делам молодежи, культуры и спорта).

 

1.8.       Реализация принципа общественного самоуправления

 

      В соответствии с Уставом образовательного учреждения в управлении Центра может участвовать попечительский совет, который является добровольным объединением благотворителей и создается для содействия внебюджетному финансированию учреждения, оказанию ему организационной, консультативной и иной помощи. Попечительский совет действует на основании соответствующего положения «О попечительском совете учреждения». В качестве общественной организации в учреждении может действовать родительский комитет, состоящий из представителей комитетов детских объединений. Родительский комитет учреждения действует в интересах обучающихся, содействует объединению усилий семьи и учреждения в деле обучения, воспитания и оздоровления детей, оказывает помощь в защите прав и интересов обучающихся.

 

1.9.       Взаимодействие с родительской общественностью

 

      Работа с родителями (законными представителями) обучающихся строится традиционно: на проведении консультаций, индивидуальных бесед, демонстрации родителям личностных достижений ребенка (итоговые мероприятия), совместных мероприятий детей и родителей, а также родительских собраний по объединениям и общее собрание для родителей обучающихся МБОУ ДОД «ЦДОД № 8». В течение всего учебного года родители обучающихся, воспитанников регулярно посещали культурно-массовые мероприятия, организуемые Центром, принимали активное участие в таких праздничных мероприятиях, как День матери, день открытых дверей, Международный женский день 8 марта, Международный день семьи, выставки декоративно-прикладного творчества обучающихся, родительские собрания, открытые занятия, мастер-классы, на которых совместно с детьми проводилась различная творческая, социально-значимая, воспитательная деятельность.

     Создание единого воспитательного образовательного пространства в учреждении невозможно осуществлять без взаимодействия педагогов и родителей обучающихся. Семья и образовательное учреждение представляют собой два важных института социализации детей. Администрацию, педагогов дополнительного образования Центра и родителей обучающихся объединяет забота о здоровье ребенка, его развитии, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Поэтому в 2012-2013 учебном году была поставлена следующая цель работы с родителями - создание условий для сотрудничества детей  и взрослых, взаимодействия в различных формах педагогов и родителей, направленных на поддержку и развитие физического, психологического и нравственного здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения.

      Самоорганизация родителей обучающихся тоже неуклонно растет. Следовательно, умение наладить контакт с родителями обучающихся является   главным аспектом работы педагога, положительно влияющим на качество и результат образовательного процесса. В апреле 2013 г. проводился мониторинг удовлетворенности обучающихся, их родителей деятельностью Центра. Основная часть опрошенных родителей согласны с тем, что занятия в Центре помогают их ребенку поверить в свои силы, творческие возможности, а также способствуют развитию индивидуальных способностей ребенка, помогают решать жизненные проблемы, развивают коммуникативные навыки воспитанников.

      Результаты мониторинга показали, что обучающиеся, в основном, считают, что в Центре созданы необходимые условия для развития их творческих способностей, формирования навыков здорового образа жизни, полученные знания и навыки готовят их к самостоятельной жизни, способствуют их личностному самоопределению. Воспитанники доверяют своим педагогам и уверены, что к ним можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. Активное вовлечение детей и подростков в общественную жизнь Центра сплачивает детский коллектив, развивает коммуникативные навыки ребят, способствует социальной адаптации воспитанников. Полученные данные говорят о достаточно высокой степени удовлетворенности воспитанников жизнедеятельностью образовательного учреждения.

      Педагогический коллектив учреждения постоянно ведет работу по укреплению взаимоотношений, сотрудничества с родителями обучающихся. Результатом совместной работы является повышение уровня удовлетворенности родителей, обучающихся содержанием и организацией воспитательных мероприятий.

      Ежегодно педагогами проводятся Дни открытых дверей, организационные, презентационные мероприятия, встречи с детьми с особой заботой по вовлечению их в кружки, секции, студии, объединения по интересам, индивидуальные беседы с детьми. На семинарах и заседаниях методических объединений педагогов дополнительного образования распространяется опыт проведения занятий в игровой форме, которые способствуют установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в коллективе воспитанников, работников учреждения. 

 

1.10.    Уровень межведомственного сотрудничества по сохранению и укреплению здоровья обучающихся

 

      Учреждение сотрудничает с ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть» по осуществлению ежегодных периодических медицинских осмотров работников, с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» по осуществлению гигиенического обучения работников, проведению производственного контроля: лабораторный контроль, виды исследований в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.4.4. 1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей», СанПиН 2.2.2./2.4 1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», другими нормативными документами.

      В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в образовательном учреждении проводятся:

- замеры микроклимата помещений (температура, влажность воздуха);

- замеры искусственной освещенности;

- замеры шума, сопротивления изоляции электропроводки оборудования;

- замеры электромагнитных полей от ПВЭМ;

- анализ проб питьевой воды из питьевого фонтанчика, раковин в санузлах,

  химический и  бактериологический  анализ  воды  (микробиологические

  исследования питьевой воды).

      Образовательное учреждение также сотрудничает:

-     с ГИБДД по направлению предупреждения детского травматизма. Формы взаимодействия: лекции, беседы, показ видеофильмов  по правилам дорожного движения;

-     с Областной клинической наркологической больницей по направлению предупреждения наркотизации, токсикомании. Формы взаимодействия: лекции, беседы, показ видеофильмов о вреде наркотиков;  

-     с Центральной клинической медико-санитарной частью Поликлиникой      № 2 по направлению предупреждения детского алкоголизма, травматизма. Формы взаимодействия: лекции, беседы, медицинская помощь.

      Учреждением заключаются ежегодные договора: на проведение дезинфекционных и дератизационных мероприятий с ФБУЗ «Ульяновская дезинфекционная станция»; на вывоз и прием твердых бытовых отходов с ООО «ЭкоЛайф».

 

1.11.   Информация об участии образовательного учреждения в региональных и Всероссийских конкурсах, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и пропаганду здорового образа жизни

      Обучающиеся объединения «Мир изобразительного искусства» (педагог Гаврина А.В.) в 2012-2013 учебном году принимали участие в областном конкурсе творческих работ и социальной рекламы «Скажи жизни - ДА!». Участие приняли 4 человека, из них заняли: 1 место - 1 человек, 2 место - 1 человек, 3 место - 1 человек в различных номинациях.

      В областном конкурсе творческих работ «Арт-удар» в рамках областной акции «Красный тюльпан надежды», направленной на профилактику СПИДа, приняли участие 15 человек.

      В областном агитпоезде «За здоровый образ жизни, за здоровую и счастливую семью!» приняли участие 4 воспитанника  МБОУ ДОД                    «ЦДОД № 8».

 

2.   ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

2.1.       Инновационная деятельность учреждения по формированию навыков здорового образа жизни

 

      Понятие «инновация» в системе образования используется в нескольких смыслах. Педагогическая инновация - это внедрение и распространение педагогических систем, разработка новых педагогических технологий, технологий проектирования, управления, обучения и воспитания. Педагогическая инновация как педагогическая деятельность приобретает устойчивый творческий характер.

      Под инновациейследует понимать все новое, оригинальное, что вводится в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения.

В основе содержания инновационной деятельности учреждения по формированию навыков здорового образа жизни лежит несколько идей, которые являются важным условием эффективности воспитания культуры здоровья:

-     подростку должно быть понятно, зачем ему надо учиться быть здоровым;

-     подростку должно быть интересно, учиться быть здоровым;

-     у подростка должна быть возможность применитьполученные знания в повседневной жизни.

      Поэтому администрации и педагогическом коллективе МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» предстояло ответить себе на следующие вопросы: какая концепция здоровья будет положена в основу воспитания образовательным учреждением? Какое понимание здоровья мы будем формировать у подростков? Здоровье как цель или здоровье как ресурс для достижения своих целей?

      Администрация и педагогический коллектив МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» провел большую серьезную работу, связанную с разработкой методики направления, форм и моделей воспитания, способов их интеграции в повседневную жизнь образовательного учреждения, определения критериев эффективности работы.

      С учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, социального окружения учреждения администрацией МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» была разработана Программа «Здоровый ребенок» по оздоровлению воспитанников и пропаганде здорового образа жизни в МБОУ ДОД «ЦДОД№8» на 2014-2016 годы (далее - Программа «Здоровый ребенок»).

      Программа «Здоровый ребенок» направлена на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, на сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности ребенка и ориентирована на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

      Программа «Здоровый ребенок» обеспечивает:

-     усвоение обучающимися ценности здорового и безопасного образа жизни и осознанного отношения к рискам нарушения физического и психического здоровья;

-     формирование установки на активные занятия физической культурой и спортом, осознанный выбор рациональных режимов двигательной активности, использование научно обоснованных комплексов оздоровительных мероприятий;

-     осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;

-     овладение знаниями и навыками личной гигиены;

-     формирование установок и осознанного выбора поступков, поведения, позволяющих сформировать убежденность в правильности здорового образа жизни и вреда разного рода зависимостей.

      Стандарт образования впервые определяет такую составляющую образования, как сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни, а также требования и условия, обеспечивающие здоровьесберегающую деятельность образовательного учреждения.

      Сохранение и укрепление здоровья является приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения и включает методику организации здоровьесберегающей деятельности и методику  оценки эффективности этой деятельности.

      Программа строится с учетом возрастных (психофизиологических и физических) закономерностей и особенностей развития детей подросткового возраста. Этот период возрастного развития считается критическим, т.е. периодом, когда серьезные и интенсивные изменения в функционировании организма (биологические изменения) и в психологическом развитии сочетаются с существенными изменениями в образовательной деятельности. В этот период резко увеличивается скорость роста ребенка, но замедляется рост сердца и увеличивается объем легких, что приводит к снижению выносливости к физическим нагрузкам, физической и умственной работоспособности.

      В этом возрасте отмечаются некоторые регрессивные изменения в интеллектуальной (учебной) деятельности, связанные с неустойчивостью и некоторым дисбалансом в функционировании мозга: снижаются возможности произвольного внимания, памяти, произвольной организации деятельности. Подростки быстро утомляются, у них резко снижается умственная работоспособность, а концентрация на выполнение длительных и сложных заданий связана со значительным функциональным напряжением.

      Начало полового созревания - это период, когда отмечается повышенная эмоциональность, возбудительность нервной системы, неустойчивость настроения, поэтому подросток очень чувствителен к тому, как к нему относятся окружающие. В этот период возрастает значимость оценки собственного тела и внешнего вида. Разумное отношение к собственному здоровью и осознанный выбор поведения, способствующего сохранению здоровья  и снижению факторов риска, ухудшающих здоровье, формируются только в результате системной, комплексной и целенаправленной работы образовательного учреждения.

      Исследование специалистов показывают, что именно в подростковом возрасте происходит формирование разного рода зависимостей. Это определило выделение в программе в качестве ключевой проблемы профилактику зависимостей (курения, алкоголя, наркотиков, компьютерных и азартных игр).

      Наиболее эффективный путь формирования ценности здоровья и здорового образа жизни - самостоятельная работа обучающихся, направляемая и организуемая взрослыми (педагогом, воспитателем, психологом, взрослым в семье).

      Самостоятельная работа способствует активной и успешной социализации подростка в образовательном учреждении, развивает способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

      В младшем подростковом возрасте происходит постепенный переход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, усиливается опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростов формируется самооценка, приобретаются при сравнении себя с другими людьми - взрослыми и сверстниками. Поэтому в этом возрасте особое знание приобретает общение. Уровень развития коммуникативных навыков во многом определяет успешность социальной адаптации подростка.

      Поведение подростка регулируется его самооценкой. Но самооценка человека в этом возрасте противоречива, недостаточно целостна, что проявляется во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Необходимо развивать у подростков умение регулировать своё психоэмоциональное состояние - управлять эмоциями и переживаниями. Младшие подростки, с одной стороны, стремятся во что быто ни стало быть такими же, как все в группе сверстников, с другой стороны, хотят выделиться, отличиться любыми способами, даже бравируя своими недостатками. Чтобы привлечь к себе внимание, младший подросток способен на рискованные поступки и необдуманные действия. Поэтому важно сформировать у обучающихся представление о том, как они могут проявить себя в социально значимой деятельности, создать условия, позволяющие им включиться в такого рода деятельность.

      Ведущей поведенческой реакцией в младшем подростковом возрасте является стремление к эмансипации. Подростки стараются высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших, все меньше опираются на оценку взрослых при выборе модели поведения. Учитывая это, в программах, проектах по профилактике наркомании следует шире использовать формы, ориентированные на самостоятельную творческую деятельность подростков.

      Ситуации, связанные  с опасностью, риском, скорее привлекают, чем отталкивают подростков. Поэтому педагогам не следует злоупотреблять информацией, носящей запугивающий характер, делать основной акцент в профилактике наркотизации на сведениях об опасных для здоровья последствиях.

      Для большинства  родителей и педагогов подростковый возраст детей становится серьезным испытанием. Подростковый возраст не случайно называют трудным, так как вчера еще такие послушные и дисциплинированные мальчики и девочки сегодня вдруг становятся неуправляемыми, грубыми, даже жестокими. Во многом причины столь резких перемен характера связаны с модными физиологическими изменениями, которые претерпевает растущий организм подростка. Темпы подросткового созревания различных систем органов оказываются неодинаковыми, нередко они просто не успевают друг за другом. Так причина подростковых обмороков чаще всего заключается в том, что общий рост тела опережает развитие сердечно-сосудистой системы.

      В этот период начинается процесс полового созревания. Эти изменения порождают ощущение физиологического дискомфорта - болит или кружится голова, часто тошнит, знобит или, наоборот, бросает в жар. Не понимая до конца, что с ним происходит, пугаясь этого, подросток всячески пытается избавиться от негативных переживаний.

      Реальное знакомство с одурманивающими веществами в этот период особенно опасно, поскольку создает иллюзию физиологического благополучия, на время снимает дискомфортные ощущения. Кстати, первая проба наркотического вещества в период полового созревания оказывается наиболее опасной. Установлено, что у человека, познакомившегося с наркотическим веществом до 13-14 лет, риск развития наркозависимости повышается в 2-3 раза по сравнению с теми, кто впервые попробовал его в более позднем возрасте.

      В младшем подростковом возрасте значительная часть обучающихся уже имеет собственный начальный опыт курения или употребления алкоголя. К сожалению, уже не являются редкостью и случаи приобщения младших подростков к наркотическим и токсическим веществам. При этом у большинства подростков сформированы противоречивые представления об опасности наркотизации, в их среде распространяются  различные мифы и заблуждения, порождаемые «запретностью» темы.

 

      С одной стороны, обучающиеся знают, что курение, употребление алкоголя и наркотиков наносят вред здоровью, с другой стороны, дети убеждены в том, что этой опасности можно избежать, если курить или употреблять спиртные «нечасто» или употреблять «неопасные» вещества. Например, младшие подростки убеждены в том, что пиво, энергетические напитки, сигареты с фильтром не представляют опасности.

      Дети этого возраста порой не придают большое значение любому замечанию по поводу внешности, способностей, успехов и неудач. Они могут быть беспричинно тревожны, очень уязвимы и мнительны. Для них очень важно мнение сверстников, но они могут относиться недоверчиво и критично к мнению родителей и педагогов, с которыми общаются ежедневно. В то ж время взрослые люди не из ближнего круга общения могут быть очень значимы и оказывают сильное воздействие на формирование личности подростка, причем это влияние может быть и положительным, и отрицательным.

      Нередко педагоги и родители, сталкиваясь со сложностями взаимодействия с детьми в этот период, склонны применять жесткие меры, не считаясь с тем, что ребенок отстаивает свою позицию, свое мнение, свое право на определенные действия. Особенно важно учитывать эти особенности подростков при разработке программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, при проведении профилактической работы, адекватно выбирая не только содержание занятий, но и их форму, варианты и виды деятельности, типы заданий.

      Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использование, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребенка в семье, в образовательном учреждении.

      При выборе стратегии воспитания культуры здоровья обучающихся в младшем, среднем школьном возрасте необходимо учитывать психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития ребенка. При этом необходимо исходить из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесеберегающей организации жизнедеятельности образовательного учреждения, включая его инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы.

      Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение их к совместной деятельности с детьми и подростками в реализации программы «Здоровый ребенок».

 

 

2.2.       Реализация программ дополнительного образования, направленных на формирование сознательного отношения к своему здоровью, профилактику вредных привычек, асоциального поведения, пропаганду здорового образа жизни

 

      В МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» реализуются следующие программы дополнительного образования, направленные на формирование сознательного отношения к своему здоровью, пропаганду здорового образа жизни:

·      Волейбол

·      Бокс

·      Настольный теннис

·      Секреты красоты

·      Товароведение продовольственных товаров

·      Танцевальная студия «Вдохновение»

·      Современные бальные танцы

·      Девять ступеней мастерства танца

·      Сценическое движение

·      Танцевальная студия «Мы танцуем»

·      Флористика и фитодизайн»

·      Биодизайн.

     Образовательные программы разработаны с учетом установленных требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей в соответствии с нормативными документами.

     В образовательных программах большое внимание уделяется разработке и реализации путей здоровьесберегающих  технологий в образовательном процессе. В программы включены вопросы формирования здорового образа жизни, сознательного отношения к своему здоровью.

 

3. СОБЛЮДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ

СанПиН

 

      3.1. В МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.4.4.1251-03, регламентирующие требования к учреждениям дополнительного образования для детей и подростков.  Расстояние от коммунальных объектов, транспортных дорог до учреждения соответствует требованиям, предъявляемым к планировке и застройке городов. Пешеходная и транспортная доступность учреждения для детей и подростков не превышает 30 минут в одну сторону. Рядом с учреждением проходят трамвайные и автотранспортные (маршрутное такси) маршруты, в непосредственной близости от учреждения располагаются транспортные остановки. Учреждение размещено в отдельно стоящем трехэтажном здании на обособленном участке, территории прилегающей к зданию.

      3.2.Участок имеет наружное освещение - 6 светильников, установленных на наружных стенах здания и железобетонных столбах. Территория участка ограждена металлическим забором высотой 1,7 м, с внутренней стороны имеются зеленые насаждения, кустарники. Зеленая зона составляет более 50% территории учреждения. Имеется огороженная хозяйственная площадка, на которой размещены два контейнера для мусора. Контейнерная площадка имеет бетонное покрытие и удобный асфальтированный подъезд для вывоза твердых бытовых  отходов.

      3.3.Этажность здания - 3 этажа. Лестничные переходы между этажами имеют естественное освещение через проемы в наружных стенах. Высота ограждения лестниц - 0,9 м. При организации занятий в компьютерных кабинетах соблюдаются гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. При организации спортивной деятельности в спортивном зале выполняются требования санитарных правил устройства и содержания мест занятий по физической культуре. На каждом этаже здания размещены раздельные санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами. Для персонала выделен отдельный санузел. Имеется гардеробное помещение. Поверхности стен и полов позволяют проводить их влажную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке. Высота помещений для занятий различными видами деятельности - 3,2 м в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

     3.4. Требования к оборудованию и помещениям для организации основных видов деятельности.

      3.4.1. Требования к условиям проведения занятий художественным творчеством детей.

      Мастерская для акварельной живописи и рисунка (изостудия) имеет площадь 55  кв. м  из расчета  не менее 4,0 кв. м  на 1 обучающегося. Мольберты в учебном кабинете размещены полукругом. Учебный кабинет оборудован умывальником с холодной водой.

      3.4.2. Требования к организации занятий техническим творчеством.

      Мастерская по обработке древесины оборудована столярными верстаками в соответствии с гигиеническими требованиями. Столярные верстаки располагаются под углом 45о и перпендикулярно, таким образом, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками составляет не менее 80 см. Размеры ручных инструментов соответствуют антропометрическим параметрам детей. Все мастерские и кабинеты технического творчества оборудованы раковинами для мытья рук.

 

 

      3.4.3. Требования к организации музыкальных занятий.

      Для проведения  музыкальных занятий оборудуются помещения для групповых музыкально-теоретических занятий (до 15 учащихся). Площадь помещений не менее 36 кв. м  и высотой 3,2 м. Звукоизоляция между кабинетами отвечает санитарным требованиям от воздушных и ударных шумов.

      3.4.4. Требования к организации спортивных занятий.

      Площадь спортивного зала  составляет 168 кв.м.  Пол деревянный, поверхность ровная. Стена окрашена масляной краской на высоту 3 м. В спортивном зале размещается только оборудование, необходимое для проведения занятия. Для хранения инвентаря выделено специальное помещение площадью 17,8 кв.м.

Спортивный зал предназначен для специализированных занятий боксом: имеется боксерский ринг, зона для общей физической подготовки. Занятия проводятся только в спортивной одежде и обуви на исправном оборудовании. Уровни шума в помещениях соответствуют требованиям санитарных норм.

      3.5. Требования в воздушно-тепловому режиму.

      В основных помещениях учреждения дополнительного образования температура воздуха соответствует средним расчетным температурам от +17оС до +21оС.

      В помещениях для занятий детей относительная влажность и скорость движения воздуха составляет: в теплый период года относительная влажность воздуха 60-30%, скорость движения воздуха 0,3-0,3 м/сек; в холодный и переходные периоды года - влажность 45-30%, скорость движения воздуха - не более 0,2 м/сек. Воздухообмен в основных помещениях учреждения соответствует строительным нормам и правилам.

     3.6. Требования к естественному и искусственному освещению.

      Основные помещения учреждения имеют естественное освещение. Коэффициент естественного освещения зависит от вида деятельности и должен соответствовать требованиям строительных норм и правил.

      Неравномерность естественного освещения помещений при боковом освещении не превышает 3:1. Направленность светового потока от окон на рабочую поверхность - левосторонняя. В помещениях, ориентированных на южную сторону горизонта, при отделке использованы отделочные материалы и краски неярких холодных тонов (бледно-голубой, бледно-зеленый); в помещениях, ориентированных на северную сторону горизонта, использованы краски светлых, теплых тонов (бежевый, бледно-желтый).

      На рабочих местах обучающихся обеспечены следующие уровни искусственной освещенности люминисцентными лампами:

-     в учебных помещениях  для теоретических занятий - 300-500 лк;

-     в компьютерных кабинетах - 300-500 лк;

-     в мастерских по обработке дерева - 500 лк;

-     в изостудии - 300-500 лк;

-     в спортивном зале - 200 лк;

-     в концертном (актовом) зале - 300 лк.

      В помещениях применяется система общего освещения: светильники располагаются в виде сплошных или прерывистых линий параллельно линии зрения учащихся.

      Чистка светильников производится не реже 2 раз в год, своевременно заменяются перегоревшие лампы в светильниках.

     3.7. Требования к водоснабжению и канализации.

      Здание учреждения оборудовано системами хозяйственно-питьевого, холодного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками. Водоснабжение и канализация централизованное. В учреждении организован питьевой режим для детей, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды, которая отвечает требованиям санитарных правил. В коридоре 2-го этажа здания располагается стационарный питьевой фонтанчик, отвечающий гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

      В помещениях для занятий изобразительным искусством, техническим творчеством, учебных кабинетах и мастерских, санитарных узлах установлены раковины с подводкой горячей и холодной воды. Раздельно для мальчиков и девочек предусмотрены помещения для переодевания, туалеты, умывальные с раковинами для мытья рук с подводкой к ним горячей и холодной воды из расчета  1 раковина на 10 человек.

      3.8. Требования в режиму деятельности.

      При зачислении в детские объединения по интересам каждый ребенок предоставляет справку от врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю.

      Расписание учебных занятий в учреждении составляется с учетом того, что занятия являются дополнительной нагрузкой детей и подростков в общеобразовательных учреждениях, при этом соблюдаются санитарно-гигиенические требования.

      Между занятиями в общеобразовательном учреждении и посещением учреждения дополнительного образования соблюдается перерыв для отдыха детей продолжительностью не менее одного часа.

      Начало занятий в учреждении - не ранее 8.00 часов, окончание занятий - не позднее 20.00 часов. Занятия в учреждении проводятся в любой день недели, включая воскресенье и школьные каникулы. Продолжительность занятия составляет не более 40 минут с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Перерывы между занятиями составляют 10-20 минут для отдыха детей и проветривания помещений.

      Занятия с использованием компьютерной техники проводятся в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам СанПиН 2.2.2/2.4  1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

     3.9. Требования к санитарному состоянию и содержанию территории и помещений.

      В учреждении регулярно проводятся санитарно-гигиенические мероприятия и профилактическая дезинфекция. Один раз в месяц проводится генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств. Окна и оконные проёмы моют не менее 3 раз в год. Места общего пользования убирают с использованием дезинфицирующих средств. В санузлах дезинфекции подлежит помещение и санитарно-техническое оборудование (унитазы, бачки, раковины). В учреждении предусмотрено отдельное  помещение для отработки  и хранения уборочного инвентаря.

      На территории участка, прилегающего к зданию учреждения, проводится ежедневная уборка. Мусор собирается в пластиковые евромусоросборники с закрывающимися крышками, которые размещаются на специально оборудованной и огороженной забором контейнерной площадке.

     3.10. Медицинское обеспечение.

     Работники учреждения проходят обязательные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические ежегодные медосмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке. После перенесенных заболеваний обучающиеся допускаются к занятиям только со справками от врача медицинского учреждения.

      Учреждение укомплектовано медицинскими аптечками для оказания доврачебной помощи.

     

4.   ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МБОУ ДОД «ЦДОД № 8», НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ

ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ

 

4.1.       Организационное, методическое, педагогическое сопровождение оздоровительной работы с обучающимися.

 

 План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья обучающихся

МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» на 2013-2014 учебный год

 

№№

п/п

Мероприятия

Дата

Ответственные

 

1.

Внедрение в практику образовательного учреждения системы работы по охране здоровья детей, формированию знаний, умений, навыков здорового образа жизни

 

В течение учебного года

Администрация, педагоги

№№

п/п

Мероприятия

Дата

Ответственные

 

  2.

Ознакомление обучающихся с правилами поведения, инструкциями по охране труда

сентябрь

педагоги, руководители объединений

3.

Изучение и повторение с обучающимися правил дорожного движения

сентябрь

педагоги, руководители объединений

4.

Реализация системы санитарно-гигиенического обучения всех участников образовательного процесса

в течение учебного года

администрация, педагоги

5.

Анализ посещаемости обучающихся детских объединений по интересам. Анализ пропусков занятий по болезни обучающихся.

в течение учебного года

зам. директора по УВР, педагоги

6.

Родительские собрания, рекомендации родителям по оздоровлению детей в домашних условиях, по профилактике вредных привычек

октябрь, декабрь

администрация, педагоги

7.

Дни здоровья

сентябрь, школьные каникулы, летний оздорови-тельный лагерь

зам. директора по ВР,

педагоги

8.

Месячники профилактики  правонарушений, табакокурения, алкоголизма, наркомании и пропаганды здорового образа жизни

в течение года по плану проведения

зам. директора по ВР,

педагоги

9.

День здоровья в рамках Всероссийского «Дня здоровья», посвященный Международному Дню здоровья

 

07.04.2014

зам. директора по ВР,

педагоги

10.

Организация летнего отдыха детей и подростков. Летний оздоровительный лагерь «Ребятляндия» на базе учреждения

 

июль

зам. директора по ВР,

педагоги

11.

Летняя академия искусств, спорта и труда (АИСТ) в рамках летней оздоровительной кампании детей и подростков

июнь-август

администрация, педагоги

№№

п/п

Мероприятия

Дата

Ответственные

 

12.

Акция «Нет - курению!», посвященная Международному днюя отказа от курения

20 ноября

зам. директора по ВР,

педагоги

13.

Акция «XXI  век без наркотиков», посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом

01 декабря

зам. директора по ВР,

педагоги

14.

Участие в городских, областных конкурсах, других мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся  и пропаганду здорового образа жизни

в течение учебного года

администрация, педагоги

15.

Организация спортивно-оздоровительных мероприятий, соревнования

в течение учебного года

администрация, педагоги

16.

Мониторинг здоровья обучающихся (количество дней, пропущенных по болезни, анкетирование, диагностика двигательной активности)

в течение года

администрация, педагоги

17.

 Мониторинг удовлетворенности родителей качеством программ дополнительного образования, направленных на формирование навыков здорового образа жизни обучающихся

апрель-май

администрация, педагоги

 

4.2.       Проведение массовых мероприятий с целью воспитания у обучающихся культуры здоровья, их эффективности

 

      В учреждении создаются условия для развития массовых форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, которые являются одним из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека. Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физического и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепления здоровья, физического развития обучающихся, совершенствования их двигательной активности. МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» участвует в организации и проведении физкультурно-оздоровительной работы с детьми и подростками, в целях формирования здорового образа жизни, проводит массовые спортивные соревнования и мероприятия.

      На базе учреждения в специализированном спортивном зале для занятий боксом систематически проводятся городские и областные соревнования по боксу. На базе МБОУ СОШ № 85 проводятся внутришкольные соревнования по настольному теннису (педагог Кулагин А.А.), на базе МБОУ СОШ № 52  проводятся занятия секции футбола (педагог Есин Д.Ю.). Команда младшего и среднего школьного возраста участвует в районных и городских соревнованиях по футболу. На базе спортивной школы ДЮСШ № 6 занимаются обучающиеся в секции  бокса (педагог Ревнивцев К.Н.). Обучающиеся детского объединения «Секция бокса «Лидер» участвуют в районных и городских соревнованиях по боксу. На базе МБОУ СОШ № 85 в секции волейбол (педагог Шагаева Л.Ф.) занимаются дети и подростки с 11 до 16 лет, воспитанники МБОУ ДОД «ЦДОД № 8», которые участвуют в районных и городских соревнованиях по волейболу. Обучающиеся учреждения вовлекаются в физкультурно-оздоровительную деятельность посредством проведения Дней здоровья, летних оздоровительных лагерей, организуемых на базе образовательного учреждения.

 

5.   ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТЬЕВОГО РЕЖИМА

 

       В МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» организован питьевой режим для детей, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды, которая отвечает требованиям санитарных правил. Имеется положительное заключение (протокол исследования проб воды централизованного водоснабжения - питьевой фонтанчик) ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области».

      В коридоре второго этажа здания располагается стационарный питьевой фонтанчик, отвечающий гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Санитарно-гигиенический сертификат и паспорт на питьевой фонтанчик имеется. В начале учебного года обучающиеся знакомятся с Правилами поведения, в которых имеется пункт по организации питьевого режима в образовательном учреждении.

 

6.   ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ

АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

      В этом направлении образовательное учреждение решает следующие задачи: развитие представления о роли двигательной активности, побуждение обучающихся к занятиям различными видами спорта, расширение знаний о различных видах подвижных игр, использование физических упражнений в образовательном процессе (динамические паузы, физкультминутки). В учреждении проводится исследование обучающихся «Двигательная активность». Подросткам раздается анкета и ключ для определения результатов. Обучающимся предлагается оценить собственный уровень двигательной активности. Полученные результаты обсуждаются педагогом с подростками. Педагог предлагает высказаться  тем подросткам, у которых уровень двигательной активности оказался недостаточным: с чем это связано, считают ли подростки это проблемой, что можно сделать, чтобы повысить уровень двигательной активности. Педагог обращает внимание обучающихся на важность регулярных спортивных занятий, разнообразие вариантов таких занятий, необходимость учёта индивидуальных особенностей при выборе вида спорта.

 

Анкета для определения уровня

 двигательной активности обучающихся

 

      Внимание! Прочитай вопросы и выбери вариант ответа.

1.   По утрам я:

а) всегда делаю зарядку;

б) иногда делю зарядку;

в) не делаю зарядку.

 

2.   Я играю в подвижные игры:

а) несколько раз в неделю;

б) раз в неделю и реже;

в) изредка.

 

3.   Я занимаюсь в спортивной секции, танцевальном кружке:

а) регулярно;

б) от случая к случаю;

в) не занимаюсь.

 

4.   Я хожу пешком 30 и более минут:

а) каждый день;

б) несколько раз в неделю;

в) редко.

Ключ

    За каждый вариант ответа а) начисляется - 3 балла, за вариант б) - 1 балл, за вариант в) - 0 баллов.

    12-9 баллов - достаточный уровень двигательной активности;

     8-6   баллов - недостаточный уровень двигательной активности;

     5 и менее баллов - низкий уровень двигательной активности.

 

      Для обучающихся проводятся мини-лекции  о значении двигательной активности:

-     польза ходьбы для организма (насыщение крови кислородом, усиление скорости движения крови, за счет чего к клеткам организма поступает большее количество питательных веществ, повышается иммунитет, сжигаются лишние калории);

-     что происходит при малоподвижном образе жизни (замедление обменных процессов, роста, риск развития заболеваний, появление лишнего веся);

-     двигательные нормы для подростков;

-     роль физической нагрузки на организм;

-     особенности телосложения при выборе спортивной нагрузки;

-     ходьба - это простой и эффективный способ повышения двигательной активности;

-     достаточная двигательная активность помогает избежать появление лишнего веса;

-     анализирование своего ежедневного распорядка дня;

-     дополнительные ресурсы для повышения двигательной активности у подростков.

      В образовательном процессе педагоги используют динамические паузы, физкультминутки с обучающимися, эффективно организуется оздоровительная работа, направленная на обеспечение двигательного режима детей и подростков, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

      Организация динамических перемен и физкультминуток на занятиях также способствует эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности. Реализация и эффективность данных мероприятий зависит от слаженной работы администрации и педагогов образовательного учреждения.

 

9. ПСХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОСТРАНСТВА

 

      1.Одним из показателей психологического здоровья обучающихся МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» является ощущение эмоционального благополучия, комфортности и безопасности в ходе учебно-воспитательного процесса. Эмоциональное благополучие, в основном, является результатом созданного соответствующего психологического климата в учреждении и доброжелательного гуманистического характера взаимоотношений в системах «ребёнок-педагог», «ребенок-ребенок». Следовательно, перед педагогами встает очень важная задача создания эмоционально-положительной атмосферы в учебной группе. Это предполагает построение личностно-ориентированной модели взаимодействия, создание условий для активной творческой деятельности и формирование доброжелательных отношений между детьми, педагогики сотрудничества.

      В учреждении в образовательном процессе педагоги активно используют технологии развивающего обучения, технологии уровневой дифференциации, технологии проектной деятельности.

      С целью формирования готовности педагогов к личностно-ориентированному взаимодействию нами была разработана программа психолого-педагогического семинара на тему: «Готовность педагога к личностно-ориентированному взаимодействию: проблема формирования».

      В результате проведенной работы мы смогли добиться:

-     улучшения эмоционально-положительного фона и качества взаимодействия педагогов и детей;

-     применения на практике педагогами полученных знаний и умений в процессе общения со всеми участниками образовательного процесса (безоценочное принятие и понимание, стремление выслушать и проявить участие к каждому ребенку, выражение поддержки при затруднениях и одобрения в ситуациях успеха).

      С целью сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых в                            «ЦДОД № 8» в русле психолого-педагогического сопровождения администрацией решаются задачи по психолого-педагогической компетентности всех участников образовательной среды по вопросам формирования сознательного отношения к своему здоровью и навыков здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и асоциального поведения обучающихся.

      2. С целью повышения социально-адаптивных возможностей старшеклассников в период их личностного самоопределения и формирования у них социально-ценностных ориентаций, поведения и взаимодействия с окружающими людьми была разработана программа «Общение как компонент социально-делового потенциала обучающихся». Особенностью программы является её комплексный характер (деловое и неформальное общение рассматриваются в тесной взаимосвязи). Работа по данной программе нацелена на достижение конкретных результатов:

·      полученные знания позволят обучающимся повысить свои социально-адаптивные возможности в период личностного самоопределения;

·      старшеклассники научатся управлять своим поведением  в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;

·      ребята смогут осознать причины, формы и характер своего общения;

·      полученные знания будут способствовать формированию у обучающихся старших классов соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности.

  3. Проведение занятий-практикумов, «круглых столов» и тренингов:

·      «Стресс на работе и в жизни»;

·      «Депрессия в жизни и на работе»;

·      «Стресс сравнения и конкуренции»;

·      «Стресс достижения»:

·      «Жить вместе с проблемой»;

·      «Строительство себя и своей жизни;

·      «Как относиться к страстям и эмоциям»;

·      «Я - познай себя»;

·      «Интуиция в строительстве жизни»;

·      «Поиграем в свои эмоции»;

·      «Страх сделать ошибку»;

·      «Стресс радости и успеха»;

·      «Как перестать беспокоиться и начать жить»;

·      «Как готовиться к экзаменам без стресса»;

·      «Здоровый образ жизни: что это такое?»;  

·      «Жизненные ценности»;

·      «Сила представления о себе».

      Данные мероприятия позволяют обеспечить духовное и социальное здоровье всех субъектов образовательного процесса (детей, родителей и педагогов), т.е. обрести умение владеть собой, спокойно адаптироваться к стрессовым ситуациям, легко их преодолевать и быстро восстанавливаться, применяя на практике полученные знания.

      Общечеловеческие ценности, такие как истина, добро, красота, любовь, мудрость являются стрежнем духовной жизни. Эти духовные ценности обогащают человеческую душу. Истина, добро, красота, любовь, мудрость - ось социального интеллекта, это умение жить среди людей и оставаться Человеком.

    4. С целью обеспечения эмоционального комфорта и сохранения психофизического здоровья детей были проведены следующие мероприятия:

   4.1. Лекции-беседы для педагогов:

·      «Асоциальное поведение школьника»;

·      «Наш беспокойный подросток»;

·      «О развитии мотивации достижению успеха у обучающихся»;

·      «Склонность к саморазрушению»;

·      «Значение знаний психологии  и физиологии подростка для педагога при построении с ним отношений»;

·      «О гуманизации педагогического процесса».

4.2. Лекции-беседы и круглые столы для обучающихся старших классов:

·      «О вреде наркотических веществ здоровью»;

·      «О здоровом образе жизни»;

·      «Семья как хранитель нравственных ценностей»

·      «Семья как школа любви: что какое семья?

4.3.Тренинги:

·      «Знакомство»;

·      «Я - среди людей»;

·      «Моё драгоценное время».

4.4.Игра-Акция «Знаешь сам - расскажи друзьям».

4.5. Лекции-беседы и круглые столы для родителей:

·      «Рядом растёт человек»;

·      «О возрастных особенностях подросткового и юношеского возраста»;

·      «О здоровом образе жизни»;

·      «Правильный выбор сегодня - успешная карьера завтра»;

·      «Профилактика суицидов и суицидального поведения несовершеннолетних;

·      «Услышьте своего ребенка»;

·      «Наиболее острые проблемы младшего подросткового возраста»;

·      «Наиболее острые проблемы старшего подросткового и юношеского возраста».

 

10. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В МБОУ ДОД «ЦДОД № 8»

 

      Деятельность учреждения по созданию условий для сохранения  и укрепления здоровья обучающихся в процессе образовательной деятельности организована в соответствии с задачами Программы «Здоровый ребенок». Организация образовательного процесса в целом строится с учетом санитарно-гигиенических требований СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)».

      Состояние освещенности помещений хорошее. Уровни искусственной освещенности, фактические параметры температуры и относительной влажности воздуха соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям  СанПиН  2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)».

      Уровни напряженности электромагнитных полей от персональных электронно-вычислительных машин соответствуют ПДУ на всех рабочих местах, соответствуют СанПиН 2.2.2./2.4.13.40-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

      Санитарное состояние образовательного учреждения хорошее. Все учебные кабинеты оборудованы всем необходимым, имеют оснащение в соответствии с санитарными нормами и требованиями, санитарно-гигиеническое содержание удовлетворительное, дезинфекционный режим соблюдается.

      Состояние учебной мебели в кабинетах хорошее. Расстановка мебели произведена в соответствии с требованиями педагогического процесса, СанПиН 2.4.4.1251-03. Учебные кабинеты обеспечены освещением по норме, тип искусственного освещения - люминисцентные лампы, наличие естественного освещения - по типовому проекту.

      В оформлении учебных кабинетов используются комнатные растения для оптимизации визуальной и воздушной среды. Большую практическую помощь в использовании растений в интерьере помещений оказывают обучающиеся и педагог объединения «Флористика и фитодизайн».

      В учреждении действует постоянно обновляющийся стенд по здоровому образу жизни, на котором, наряду с профилактикой вредных привычек, широко представлены материалы по пропаганде здорового образа жизни: о здоровом и правильном питании, правильном режиме труда и отдыха, методах релаксации, фитнессе, закаливании организма. Проводится образовательно-воспитательная деятельность по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек у обучающихся и их родителей, на мероприятия привлекаются специалисты ГИБДД учреждений здравоохранения (Ульяновская областная клиническая наркологическая больница), которые участвуют в лекториях, дискуссиях, «круглых столах» по данной тематике. Лектории, дискуссии, диспуты: «Культура здоровья», «Я здоровья берегу - сам себе я помогу!», «Опасен ли алкоголь?», «Твоё здоровье в твоих руках», «Таксикомания среди подростков»,  «Знаешь сам - расскажи друзьям» (проблема ВИЧ), «Курение - отрава № 1 в мире» и другие. Проводятся кинолектории: «ВИЧ. Кого это касается?», «СПИД», «Белая смерть (о профилактике наркомании среди подростков), «Наркомания - шаг в пропасть», «Полуфабрикаты смерти» (профилактика наркомании). Круглые столы:  «Здоровым быть модно!», «Скажи наркотикам - НЕТ!», «Культура здоровья», «Скажи НЕТ вредным привычкам». Проводятся турниры по волейболу, настольному теннису под девизом «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам», игровые программы и праздники «День здоровья», «В здоровом теле - здоровый дух», «Формула здоровья» и другие.

 

     Форма работы с обучающимися:

1.   Диагностическая беседа «Здоровье человека», «Здоровый образ жизни».

2.   Деловая игра «Аптека здоровья», «Как прожить до 100 лет», «Хочу быть здоровым».

3.   Встреча-беседа с медицинским работником, врачом «Твое здоровье», «Береги свое здоровье», «Вредные привычки».

4.   Диалог-размышление, диспут «Можно ли избавиться от вредных привычек?», «Твоё здоровье - в твоих руках», «Здоровье и вредные привычки», «Как стать счастливым?».

5.   Просмотр видеофильма, видеолекторий.

6.   Дни здоровья в рамках Всероссийского «Дня здоровья», «СПИДу - нет!», «Наркомания», «Малолетние нарушители», «Влияние курения на организм человека».

7.   Акции: «XXI век без наркотиков», «Мы против СПИДа!» в рамках всемирного дня борьбы со СПИДом; акция «Нет курению!», посвященная международному дню отказа от курения.

 

Основные мероприятия по здоровьесбережению:

1.   Внедрение технологий профилактики заболеваемости обучающихся учреждения.

2.   Повышение квалификации преподавательского состава по проблемам  сохранения и укрепления здоровья обучающихся через семинары.

3.   Просветительские и физкультурно-оздоровительные мероприятия с обучающимися и преподавательским составом.

4.   Укрепление материальной базы учреждения с целью создания условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

5.   Организация пропаганды среди родителей (законных представителей обучающихся подростков) знаний по сохранению и укреплению здоровья.

6.   Организация волонтерских групп из числа обучающихся по пропаганде здорового образа жизни, привлечение к научно-методическим исследованиям, проектам по вопросам здорового образа жизни.

7.   Профилактика табакокурения, других вредных привычек.

8.   Профилактика алкоголизма, употребления слабоалкогольных напитков.

9.   Профилактика наркомании, СПИДа.

 

Задачами данных мероприятий являются:

 

-     сформировать правильное отношение к своему здоровью, восприятие здоровья как жизненной ценности;

-     сформировать способность к самодиагностике состояния здоровья и устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни;

-     обучить учащихся самостоятельно снимать с себя психическое напряжение, подготовить к встрече со стрессами, опасностями, трудностями;

-     сформировать у обучающихся здоровый образ жизни;

-     обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья обучающихся и преподавателей, улучшения социальной адаптации.

 

Основные направления деятельности:

 

1.   Оптимизация санитарно-гигиенических условий образовательного процесса в МБОУ ДОД «ЦДОД № 8».

2.   Рациональная организация образовательного процесса и режима учебной нагрузки.

3.   Совершенствование системы физического воспитания.

4.   Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.

5.   Использование в учебно-воспитательной деятельности здоровьесберегающих технологий.

6.   Использование дополнительных образовательных программ по физкультурно-спортивной направленности.

7.   Интеграция в учебно-воспитательный процесс спортивно-оздоровительных мероприятий.

 

      Таким образом, в МБОУ ДОД «ЦДОД № 8» созданы организационные методические и педагогические условия для здоровьеформирующей  деятельности и формирования здорового образа жизни обучающихся. Результатом спортивно-оздоровительной работы учреждения является привлечение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, пропаганда здорового образа жизни, удовлетворение потребности обучающихся в активном  отдыхе и оздоровлении.


Вернуться