Методические рекомендации

для педагогических работников по проведению письменного квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности

 

Одним из важнейших средств оценки и развития профессионализма педагогических работников является аттестация.           В соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта  2010г. № 209; зарегистрирован в Минюсте России 26 апреля 2010 года)  аттестация проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности или установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).

Педагогические работники в ходе аттестации  с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности.

Для проведения письменного  квалификационного испытания аттестуемым предлагаются 2 методики. Аттестуемый выбирает наиболее удобную для него.

Методика №1.Ответы на вопросы. Проектирование учебного занятия  в форме технологической карты (зав. кафедрой управления образованием ОГБОУ ДПО УИПКПРО, к.п.н. Основина В.А).

Методика №2. Подготовка конспекта урока (занятия) ( МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТИТУТ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА – ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ«Методика оценки уровня квалификации  педагогических работников». Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой (адаптированная)).

 

Рассмотрим подробно каждый вариант.

Методика №1. Ответы на вопросы. Проектирование учебного занятия  в форме технологической карты и самооценка проекта учебного занятия.

Цель квалификационного испытания: выявление уровня профессиональной компетентности в соответствии с квалификационными характеристиками должностей «учитель», «преподаватель» и др.,  указанными в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.

Квалификационное испытание состоит из двух  частей.

Первая частьответы на вопросы, позволяющие аттестуемому:

- показать свое место в реализации программы развития образовательного учреждения;

- продемонстрировать профессиональную компетентность  в вопросе использования современных образовательных технологий;

- продемонстрировать профессиональную компетентность  в вопросах освоения и  использования  современных методов диагностики, контроля и оценивания   знаний, умений, универсальных учебных действий, способов деятельности обучающихся;

-показать уровень владения  рефлексивными умениями и способность управлять личностным  профессиональным ростом;

- мобилизовать свои профессиональные ресурсы для разработки проекта учебного занятия в соответствии с современными требованиями ( на компетентностной, деятельностной основе).

       Вторая частьпроектирование учебного занятия.

На выполнение заданий отводится  2,5 часа. Результаты письменного квалификационного испытания доводятся до работника не позднее чем через 10 дней после прохождения им испытания.

1-я часть квалификационного испытания: ответы на вопросы.

Аттестуемому предлагаются  4 группы вопросов. Из каждой группы он выбирает по одному для подготовки письменного ответа. На выполнение предложенных вопросов (заданий), как правило, требуется не более 1 часа.

 

1 группа вопросов позволяет выявить участие педагога в реализации Программы развития школы

 

1.Насколько цель вашей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности образовательного учреждения, где Вы работаете?

2.Какие важные проблемы Вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? В каком виде представлены результаты разрешения проблем?

3.Какова Ваша роль в реализации Программы развития образовательного учреждения, где Вы работаете?

 

2-я группа вопросов нацелена на выявление профессиональной компетентности педагога в вопросе использования современных образовательных технологий

 

1.Каким образом Вы учитываете образовательные потребности детей в своей профессиональной деятельности? Насколько цели, задачи и деятельность согласуются с учетом индивидуальных потребностей обучаемых?

2.Что Вами делается для эффективного использования времени детей и Вас самого как педагога на уроке и во внеурочной деятельности по предмету? Какие технологии и приемы обучения Вы используете в своей педагогической деятельности? Насколько они соотносятся с потребностями обучаемых?

3.Как организуется взаимодействие с классом на занятиях и во внеурочной деятельности по предмету? Как организовано сотрудничество обучающихся  на уроке?

 

3-я группа вопросов позволяет выявить профессиональную компетентность педагога в вопросах освоения и использования  современных методов диагностики, контроля и оценивания  знаний, умений, универсальных учебных действий, способов деятельности обучающихся

1.Считаете ли Вы высоким уровень познавательного интереса обучаемых на Ваших уроках? Что предпринимается для развития интереса к изучаемому предмету?

2.Какова динамика успеваемости обучаемых по преподаваемому Вами предмету?

3.Какие методы оценки деятельности обучаемых Вы используете? Насколько они соответствуют ФГОС? Каким образом используется информация, полученная в результате оценки? Каково участие обучаемых в оценке их учебной деятельности?

 

4-я группа вопросов позволяет выявить уровень владения педагогом рефлексивными умениями и способность управлять личностным   профессиональным ростом

1.Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с коллегами?

2.Как Вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место здесь занимает самообразование?

3.С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности?

Критерии оценки письменной работы педагога

Оценка письменной работы экспертом производится в соответствии с критериями, представленными в таблице 1.

Таблица №1

Критерии оценки

Кол-во баллов

1.

Ответы на вопросы осознанны. Выражена системность, ориентация на результат и процесс его получения с позиции причинно-следственного  анализа. Аттестуемый выявляет проблемы, определяет их приоритетность, а также причины возникновения.

Выражена способность предвидеть возможные последствия принимаемых решений, устанавливать причинно-следственные связи, объективно оценивать и прогнозировать результаты своего труда.

Ответы на вопросы подтверждают технологичность, упорядоченность движения педагога к заранее избранному им педагогическому результату, дают развернутое представление о цели педагогической деятельности.

Ярко выражена способность к объективной оценке своего опыта.

5 баллов

2.

У аттестуемого выражена осознанность выделения существующих и значимых педагогических ситуаций, ориентация на результат; производит осознанный отбор, сравнение, сопоставление необходимых фактов, явлений.

Выражена способность определять проблемы в деятельности, но нет понимания причин их возникновения.

Реализуемые им педагогические идеи теоретически обоснованы, но недостаточно развита способность к представлению опыта своей работы в обобщенном виде.

Аттестуемый четко осознает ключевую идею деятельности, но ответы на поставленные вопросы недостаточно аргументировано это подтверждают.

4 балла

3.

У аттестуемого недостаточно выражена способность анализировать свой опыт. В ответах на вопросы выражена практическая ориентация, т.е. аттестуемый определяет решаемые им задачи, использует методы и технологии, имеющиеся реальные условия. Присутствует осознание результатов деятельности. Слабо выражена способность к теоретическому обоснованию собственной практической деятельности. Ответы на вопросы дают неполное представление о профессиональной деятельности.

3 балла

4.

Педагог воспринимает чисто организационные изменения, происходящие в системе образования и не до конца понимает необходимость пересмотра содержания образования, изменения и совершенствования методов, приемов, технологий преподавания.

Слабо выражена осознанность профессиональных затруднений; недостаточно развита самооценка; не всегда имеет место реальное подтверждение заявленным фактам.

2 балла

5.

Спонтанное аналитическое действие, когда все определяется с позиции эмоций и чувств; спонтанный контроль, когда все определяется с помощью интуиции, не владеет навыками проведения диагностики; не выражена осознанность профессиональных затруднений; слабо развита самооценка; отсутствует реальное подтверждение заявленным фактам

1балл

  

Для получения положительного заключения по первой части экзамена достаточно набрать 10 баллов

Схема  оценки 1-ой части  письменной   квалификационной работы экспертом  представлена в таблице №2

Таблица №2

№ группы

№ вопроса по каждой группе

Кол – во баллов набранное аттестуемым

  1.  

 

 

  1.  

 

 

  1.  

 

 

  1.  

 

 

Максимальное количество баллов  - 20

∑=

 

Экспертное заключение «Соответствует занимаемой должности»  по первой части квалификационного испытания выносится экспертом, если аттестуемым набрано не менее  10 баллов (50%).

Максимальное количество баллов  (20 баллов) ставится экспертами  при полном соответствии письменной квалификационной работы критериям.

          Указанные баллы носят вспомогательный характер и служат для подготовки качественного экспертного заключения по аттестуемому педагогическому работнику, выявления сильных и слабых сторон его деятельности с целью последующей разработки индивидуальных программ повышения профессиональной компетентности.

2-я часть квалификационного испытания: подготовка проекта учебного занятия

1.   Время, предоставляемое аттестуемому педагогу на выполнение этой части  квалификационного испытания составляет 1,5 часа.

2.   Педагогу предлагается заранее определить тему,  в рамках которой будет разрабатываться проект учебного занятия.

3.    Педагогу предоставляется инструкция по разработке технологической карты учебного занятия.

4.    Тему урока для разработки  проекта предлагает эксперт из числа тем уроков, предварительно определенных аттестуемым.

5.    При выполнении данной части испытания педагогу разрешается пользоваться следующими материалами:

·       календарно-тематическим планированием;

·       учебником;

·       дидактическими материалами (обучающего характера, предназначенных  для учащихся);

·       Федеральным государственным стандартом по предмету соответствующей ступени обучения.

Инструкция  по разработке технологической карты учебного занятия.

Разработка технологической карты (ТК) учебного занятия включает два этапа:

1 этап: подготовка информационной части ТК

2 этап: проектирование ТК урока

1.Информационная часть ТК

Предмет ________________________________________

Класс ____________________________________________

Тема______________________________________________

Место урока в теме ________________________________

Тип урока __________________________________________

Триединая дидактическая цель (ТДЦ) :

·       обучающий компонент: ___________________________

·        развивающий компонент_____________________________

·       воспитывающий компонент___________________________

1.   Проект урока в форме ТК представлен в таблице №3

Таблица №3

Этапы учебного занятия)

Решаемые задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат (знания, умения, способы деятельности, универсальные учебные действия учащихся)

Формулирование целей учебного занятия

 

 

 

 

Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений учащихся

 

 

 

 

Изучение нового учебного материала

 

 

 

 

Первичное закрепление учебного материала

 

 

 

 

Самостоятельная работа учащихся по отработке нового учебного материала и способов деятельности

 

 

 

 

Включение новых знаний в систему знаний по изучаемой теме

 

 

 

 

Рефлексия деятельности (итог урока)

 

 

 

 

 

Материалы для экспертов

Критерии оценивания проекта учебного занятия представлены в таблице №4

Таблица №4

Элементы

проекта

 3 балла

2 балла

1 балл

1.

 

1.1.

1.2.

1.3.

Формулировка ТДЦ (по каждому компоненту):

обучающий

воспитывающий

развивающий

и самоопределение учащихся к деятельности

ТДЦ ориентирована на конечный результат ( учащиеся в конце урока должны: знать, понимать, уметь, владеть способами деятельности (УУД )

ТДЦ ориентирована на учебный процесс: создать условия для.., обеспечить…;

 

ТДЦ сформулирована для педагога : ввести…, показать…., объяснить….

 

Количество баллов:

9

6

3

2.

Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений учащихся

Учителем организуется:

2.1. актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

2.2. тренировка соответствующих мыслительных операций;

2.3. создается  проблемная ситуация, фиксируются  затруднения учащихся в индивидуальной деятельности.

Учителем организуется проверка выполнения каждым учащимся домашнего задания

Учителем организуется проверка выполнения отдельными учащимися домашнего задания (фронтально)

 

Количество баллов:

9

2

1

3.

Изучение нового учебного материала

 

Учитель организует деятельность учащихся по: 3.1.освоениию новых знаний;

3.2.  овладению умениями и способами деятельности,  универсальными учебными действиями;

3.3.вооружает учащихся алгоритмами деятельности. Учащиеся:

соотносят свои действия с имеющимся алгоритмом, способом деятельности по изучению теоретического материала, его структурирования, выполнения практического задания;

3.5.выявляют и фиксируют причину затруднения;

3.6.Учитель:

организует коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации.

Учитель: 3.1.объясняет новый учебный материал, акцентируя внимание учащихся на структурные элементы системы знаний; 3.2.использует  проблемные ситуации; организует:

3.3. групповое решение  предлагаемых проблем;

3.4. обсуждение вариантов решений, предлагаемых  группами учащихся;

Учащиеся  совместно с учителем выбирают оптимальный вариант решения проблемы

Учитель :

3.1.объясняет учебный материал, следуя логике его изложения в учебнике. Учащиеся: 3.2.слушают объяснения учителя.

 

Количество баллов:

18

10

2

4.

Первичное закрепление учебного материала.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия ( в группах, парах) под руководством учителя выполняют типовые задания на новый способ действия с обсуждением шагов действий и полученных результатов.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально) при  ведущей роли учителя  выполняют типовые задания на новый способ действия с обсуждением шагов действий и полученных результатов.

Учитель показывает учащимся  вариант выполнения типового задания на новый способ действия, акцентирует внимание на алгоритм деятельности.

 

 

Количество баллов:

3

2

1

5.

Самостоятельная работа учащихся по отработке нового учебного материала и способов деятельности

Используется индивидуальная форма работы:

5.1.учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действия;

5.2. осуществляют их самопроверку, пошагово сравнения с образцом;

5.3. оценивают свою самостоятельную работу.

Используется групповая  форма работы:

5.1. учащиеся в группах выполняют задания на применение нового способа действия;

5.2. осуществляют их взаимопроверку, пошагово сравнения с образцом;

5.3.оценивают свою самостоятельную работу.

Используется фронтальная  форма работы:

5.1. учащиеся выполняют задания на применение нового способа действия;

5.2.осуществляют их проверку, пошагово сравнения с образцом на доске;

 

 

Количество баллов:

9

6

2

6.

Включение новых знаний в систему знаний по изучаемой теме

Новое знание включается в систему знаний.

 

Устанавливается связь изученного материала (нового способа деятельности) с ранее изученным

Выявляется роль изученного нового знания без установления связи с ранее изученными элементами системы знаний

 

Количество баллов:

3

2

1

7.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Организуется самооценка учениками деятельности на уроке.

Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Намечаются цели последующей деятельности.

.Организуется самооценка учениками деятельности на уроке. Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Организуется самооценка учениками деятельности на уроке.

 

Количество баллов:

3

2

1

 

Общее количество баллов:

54

30

10

 

Схема оценки проекта учебного  занятия аттестуемого

Таблица №5

 

Этапы урока (занятия)

Максимальное количество баллов

Этапы урока выбранные аттестуемым (+)

Кол – во баллов по результатам экспертизы

 

1.                

Формулировка ТДЦ (по каждому компоненту):

·       обучающий

·       воспитывающий

·       развивающий

9

 

 

2.                

Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений

9

 

 

3.                

Изучение нового учебного материала

18

 

 

4.                

Первичное закрепление учебного материала.

3

 

 

5.                

Самостоятельная работа

9

 

 

6.                

Включение новых знаний в систему и повторение

3

 

 

7.

Рефлексия деятельности (итог урока)

3

 

 

 

Максимально возможное кол – во баллов

54

 

      Каждый из указанных компонентов (их 18) оценивается по трехбалльной шкале:

0 - низкий уровень (не соответствует требованиям ФГОС)

1 - допустимый (соответствует требованиям ФГОС менее чем по 1/2 компонентам);

2 - оптимальный (соответствует  требованиям ФГОС по 2\3 компонентам);

3 - высокий (полностью соответствует требованиям ФГОС). 

Подсчитывается количество поставленных педагогом баллов за проект  учебного занятия, делится на максимально возможное (54 баллов) и умножается на 100 %.  Определяется эффективность проекта учебного занятия:

41%-49 %- низкая;

50%-70% - допустимая;

71%-84%  - оптимальная;

85%-100% -высокая.

Примечание: В зависимости от типа учебного занятия могут присутствовать не все указанные в таблице элементы. 

В этом случае отсутствующие элементы учебного занятия отмечаются знаком «-»  и соответствующие им оценки не выставляются и не включаются в максимальное количество баллов.

Например, в проекте учебного занятия не запланирован 6 этап. По другим этапам аттестуемый условно набрал баллы, представленные в таблице №6. Таблица будет выглядеть следующим образом.

Примерная схема оценки проекта учебного  занятия аттестуемого

Таблица №6

 

Этапы урока (занятия)

Максимальное количество баллов

Этапы урока выбранные аттестуемым (+)

Кол – во баллов по результатам экспертизы

 

1.

Формулировка ТДЦ (по каждому компоненту):

·       обучающий

·       воспитывающий

·       развивающий

и  самоопределение учащихся к деятельности

9

+

6

2.

Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений

9

+

6

3.

Изучение нового учебного материала

18

+

12

4.

Первичное закрепление учебного материала.

3

+

3

5.

Самостоятельная работа

9

+

6

6.

Включение новых знаний в систему и повторение

3

-

-

7.

Рефлексия деятельности (итог урока)

3

+

0

 

Максимально возможное кол – во баллов

54

∑=51

∑= 33

 

∑= (33/51)* 100%=65%. Данный показатель по этой части квалификационного испытания  позволяет сформулировать вывод

« соответствует занимаемой должности».

Для окончательного вывода о соответствии занимаемой должности необходимо учесть результаты первой части квалификационного испытания.

По результатам двух частей письменной квалификационной работы эксперт, на основе представленных критериев и таблиц оценок,  пишет заключение.

 

Экспертное заключение о профессиональной деятельности

педагогического работника по результатам аттестации

с целью подтверждения соответствия занимаемой должности

 

Экспертная группа в составе:

_____________________________________________________________________________

(ф.и.о., должность  эксперта)

_____________________________________________________________________________

                                                           (ф.и.о., должность эксперта)

_____________________________________________________________________________

(ф.и.о., должность  эксперта)

осуществила экспертизу  профессиональной деятельности

 

(ф.и.о., должность, место работы педагогического работника)

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

 

 

Форма аттестации

Результаты аттестации

Количество набранных баллов, %

Соответствует занимаемой должности / не соответствует

1. Квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением педагогической деятельности.

Количество предложенных вопросов – 4

 

 

2. Проектирование учебного занятия

 

 

 

«Соответствует занимаемой должности»

  • квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением педагогической деятельности- 10 баллов (50%) и выше.
  • проектирование  учебного занятия –50% и выше.

«Не соответствует занимаемой должности»   - ниже 50%.

 

 

Вывод:

_____________________________________________________________________________

(Ф.И.О. педагогического работника)

соответствует/не соответствует занимаемой должности ______________________________

(нужное подчеркнуть)                                                                                                                        (указать должность)

Руководитель экспертной группы: ___________________/____________________________/

                                                           (подпись)                                                        (расшифровка подписи)

Члены экспертной группы:

___________________/____________________________/

            (подпись)                                         (расшифровка подписи)

___________________/____________________________/

            (подпись)                                         (расшифровка подписи)

 

С результатами экспертизы профессиональной деятельности ознакомлен(а)

«______»_____________20___г.

_________________________/___________________________/

 

(подпись педагогического работника)      (расшифровка подписи)

 

 

Методика №2.

2.1. Подготовка конспекта урока как форма квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности учителя

Цель: Оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций, на основе которой выносится суждение о соответствии педагога занимаемой должности.

Задача педагога в ходе написания конспекта урока – продемонстрировать владение материалом по преподаваемому предмету и достаточный уровень сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему эффективно решать педагогические задачи при реализации учебной программы.

Общие требования к написанию конспекта:

1.        Педагогу заранее предлагается определить учебный предмет и программу, в рамках которой будет выполняться письменная работа.

2.        При проведении письменного квалификационного испытания педагогу предлагается инструкция, содержащая цель работы, тему урока, по которой должен быть составлен конспект, критерии оценки. В случае необходимости, педагог имеет право исключить ряд тем, представленных в программе, и по субъективным причинам для него не желательных (не более пяти).

3.        Время, предоставляемое аттестуемому педагогу на написание конспекта урока, составляет 2 -2,5 часа.

4.        Конспект урока должен быть связан с освоением новой темы (нового учебного материала).

5.        Конспект предполагает отражение основных этапов урока:

·       организационный момент,

·       опрос учащихся по заданному на дом материалу,

·       объяснение нового материала,

·       закрепление учебного материала, задание на дом.

6.   При написании конспекта педагог может пропустить отдельные этапы или изменить структуру урока в соответствии со своим индивидуальным видением его построения.

7.    Педагогу должны быть заранее известны критерии, по которым

будет оцениваться его работа.

8.   В ходе написания письменной работы педагогу предлагается

раскрыть:

- структуру и предметное содержание урока,

- сформулировать цели и задачи урока и его отдельных этапов,

- продемонстрировать владение методами и приемами мотивации учебной деятельности, организации учебной деятельности учащихся, проиллюстрировав это примерами учета индивидуальных особенностей учащихся и конкретных характеристик класса, в котором будет проводиться урок.

Основные этапы урока и их содержание представлены в предлагаемой схеме написания конспекта урока (таблица №7).

Схема конспекта урока

Таблица №7

 

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

   постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

   определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;

   описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

 

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

   определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном  этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

   определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;

   описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

   описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

   определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

   описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

   описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

   описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

 

3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

   постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

   определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

   изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;

   описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

   описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

   описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

   описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала

 

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

   постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

   определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

   описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

   описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

   описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

 

5.

Задание на дом, включающее:

   постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

   определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

   определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

 

 

Оценка письменной работы экспертом

Оценка письменной работы экспертом производится в соответствии с критериями, представленными в таблице №8.

 

Критерии оценки письменной работы педагога

Таблица №8

Оцениваемые характеристики

Критерии оценки

Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности

Об уровне развития компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности можно судить по следующим критериям:

Учитель разделяет тему урока и цель урока.

Цели формулируются в понятной для ученика форме.

Поставленные перед учащимися цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности.

Поставленные перед учащимися цели способствуют организации индивидуальной и групповой деятельности.

Цели, ставящиеся перед учащимися, содержат критерии, позволяющие им самостоятельно оценить качество полученных результатов.

Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели урока.

На начальном этапе урока учитель ставит цель и задачи, направленные на создание условий для дальнейшей эффективной работы на уроке (организацию рабочего пространства, привлечение внимания учащихся к предстоящей учебной деятельности, учебному предмету и теме урока и т.д.).

Цели и задачи опроса носят обучающий характер, они  соответствуют предметному материалу, излагаемому педагогом.

Цели и задачи, поставленные педагогом, способствуют развитию познавательных способностей учащихся, воспитанию социально значимых качеств личности.

Компетентность в области мотивирования обучающихся

Об уровне развития компетентности педагога в области мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности можно судить на основе следующих критериев:

Учитель демонстрирует учащимся возможности использования тех знаний, которые они освоят, на практике.

Учитель демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формирование интереса учащихся к преподаваемому предмету и теме урока.

Учитель использует знания об интересах и потребностях обучающихся в организации учебной деятельности, при постановке учебных целей и задач, выборе методов и форм работы и т.д.

Учитель использует педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и учебной мотивации учащихся.

Учитель планирует использовать различные задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех.

Учитель дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы

Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности

Данная компетентность складывается из следующих компонентов: компетентность в предмете преподавания, компетентность в методах преподавания, компетентность в субъективных условиях деятельности.

Компетентность учителя в предмете преподавания отражает уровень владения учебным материалом по предмету и может быть оценена на основе следующих критериев:

   Учитель в ходе написания конспекта демонстрирует знание преподаваемого предмета.

   Учитель хорошо ориентируется в различных источниках (учебники, учебные и методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по преподаваемому предмету, может дать ссылки на подходящие источники.

   При изложении в письменной работе основного материала по предмету учитель раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету.

   Учитель видит и раскрывает связь своего предмета с другими предметами школьной программы, связь теоретических знаний с практической деятельностью, в которой они используются.

   Учитель представляет материал в доступной учащимся форме в соответствии с дидактическими принципами.

Компетентность педагога в методах преподавания отражает методическую грамотность педагога, включая владение современными информационно-коммуникативными технологиями. Об уровне развития данной компетентности можно судить на основе следующих критериев:

   Учитель демонстрирует владение современными методами преподавания.

   Представленные  в конспекте методы соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого предмета, теме урока, условиям и времени, отведенному на изучение темы.

   Учитель демонстрирует умение работать с различными информационными ресурсами и программно-методическими комплексами, современными информационно-коммуникативными технологиями, компьютерными и мультимедийными технологиями, цифровыми образовательными ресурсами.

Об уровне развития компетентности педагога в субъективных условиях деятельности можно судить на основе следующих критериев:

   При постановке целей, выборе форм и методов мотивирования и организации учебной деятельности педагог ориентируется на индивидуальные особенности и специфику взаимоотношений обучающихся.

   Представленные  в конспекте методы выбраны в соответствии с возрастным  и индивидуальным особенностям учащихся, с которыми он работает.

   Педагог планирует работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне усвоения учебного материала различными обучающимися.

   Педагог демонстрирует владение методами работы со слабоуспевающими обучающимися.

Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений

Данная компетентность складывается из следующих компонентов: умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы, умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогических ситуациях.

Об уровне развития умения выбрать и реализовать типовые образовательные программы, а также разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, с учетом требований основных нормативных документов можно судить на основе следующих критериев:

   При подготовке к уроку педагог учитывает требования основных нормативных документов, определяющих содержание и результаты учебной деятельности по предмету: государственный образовательный стандарт, конвенцию о правах ребенка, базовые образовательные программы ОУ, содержание основных учебников и учебно-методических комплексов по преподаваемому предмету, допущенных или рекомендованных Минобрнауки РФ, основные учебные программы, УМК, методических и дидактических материалы по преподаваемому предмету и т.д.

   Конспект урока составлен с учетом темпа усвоения учебного материала учащимися.

   Конспект урока составлен с учетом поэтапного освоения (преемственности) учебного материала в рамках преподаваемого предмета и программы.

   Учитель демонстрирует умение вносить изменения в существующие дидактические и методические материалы с целью достижения более высоких результатов.

   Учитель использует самостоятельно разработанные программные, методические или дидактические материалы по предмету.

Об уровне развития умения принимать решения в педагогических ситуациях можно судить на основе следующих критериев:

   Педагог демонстрирует умение аргументировать предлагаемые им решения.

   Педагогические решения, отраженные в письменной работе, отличаются обоснованностью и целесообразностью.

   Педагог демонстрирует умение адекватно изменять стратегию действий в случае, если не удается достичь поставленных целей.

Компетентность в области организации учебной деятельности.

Об уровне развития компетентности педагога в области организации учебной деятельности можно судить на основе следующих критериев:

Учитель ставит цель и задачи, структурирующие и организующие деятельность учащихся на каждом из этапов урока.

Учитель владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности учащихся, направленной на решение поставленных целей и задач.

Учитель демонстрирует владение методами и приемами создания рабочей атмосферы на уроке, поддержания дисциплины.

Учитель демонстрирует способность устанавливать отношения сотрудничества с учащимися, умение вести с ними диалог.

   Учитель использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать.

Учитель демонстрирует умение включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся.

Учитель демонстрирует умение организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа - пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.).

Учитель может точно сформулировать критерии, на основе которых он оценивает ответы учащихся.

Учитель показывает учащимся, на основе каких критериев производится оценка их ответов.

Учитель умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.

Учитель использует  методы,  способствующие формированию навыков самооценки учебной деятельности обучающимися.

          Примечание: уровень владения учебным материалом оценивается в соответствии с критериями, представленными в рамках компетентности в области информационной основы педагогической деятельности.

 

Эксперт выносит суждение об уровне развития каждой из компетенций в рамках каждого из этапов урока. Суждения экспертов заносятся в табличную схему оценки письменной работы педагога, представленную ниже (таблица №9)

 

Схема оценки письменной работы педагога

Таблица №9

 

Наименование показателя

Оценка ПК (0-3) с учётом всех этапов урока (занятия)

Кол-во баллов по результатам экспертизы

∑+

1.

Компетентность в области личностных качеств

1.1.

Эмпатийность и социорефлексия

 

 

1.2.

Самоорганизованность

 

1.3.

Общая культура

 

2.

Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности

2.1.

Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников)

 

 

2.2.

Умение перевести тему урока (занятия) в педагогическую задачу

 

2.3.

Умение вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс формулирования целей и задач

 

3.

Компетентность в области мотивации учебной (воспитательной) деятельности

3.1.

Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности

 

 

3.2.

Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся (воспитанников)

 

3.3.

Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся (воспитанников)

 

4.

Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности

4.1.

Компетентность в методах преподавания

 

 

4.2.

Компетентность в предмете  преподавания

 

4.3.

Компетентность в субъективных условиях деятельности

 

5.

Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений

5.1.

Умение выбрать и реализовать образовательную программу

 

 

5.2.

Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы

 

5.3.

Умение принимать решения в педагогических ситуациях

 

6.

Компетентность в области организации педагогической деятельности

6.1.

Умение устанавливать субъект-субъектные отношения

 

 

6.2.

Умение организовать учебную деятельность обучающихся

 

6.3.

Умение реализовать педагогическое оценивание

 

 

∑+ Кол-во баллов по результатам экспертизы

 

Каждый из указанных компонентов (их 18) оценивается по трехбалльной шкале:

В ходе качественной оценки эксперт анализирует представленный педагогом конспект, рассматривая по очереди каждый из этапов урока.

В рамках анализа каждого из этапов урока эксперт выносит общее суждение об удовлетворительном либо неудовлетворительном уровне развития тех или иных базовых педагогических компетентностей. Для каждой из компетенций выделено по три показателя. Каждый показатель оценивается по трёхбалльной шкале:

0 - низкий уровень

1 - допустимый

2 - оптимальный

3 - высокий

Подсчитывается общее количество баллов по каждой педагогической компетенции и в целом.

Свои оценки эксперт выносит на основе критериев оценки письменной работы, представленных в таблице №8 и заносит в таблицу №9. Максимальное количество баллов (54 балла) ставится экспертами при полном соответствии письменной квалификационной работы критериям.

Обработка результатов

По итогам экспертной оценки суммируются все баллы по каждой из базовых педагогических компетенций.

Если итоговый балл ≥ 50% (27баллов) можно судить об удовлетворительном уровне развития соответствующего показателя. Если этот балл < 50% уровень развития соответствующего показателя является неудовлетворительным.

Итоговый показатель интерпретируется следующим образом:

От 50% и выше  – соответствие занимаемой должности: педагог продемонстрировал владение основным содержанием предмета и владение базовыми педагогическими компетенциями.

Менее 50%  – несоответствие занимаемой должности: учитель не продемонстрировал знания учебного предмета, недостаточно владеет базовыми педагогическими компетенциями.

Подготовка экспертного заключения

По результатам оценки письменной работы эксперт пишет заключение, в котором, на основе представленных критериев (таблица №8) и итоговой таблицы оценок (таблица №9), он должен отразить уровень развития базовых педагогических компетенций.

По результатам экспертной оценки могут быть разработаны предложения по индивидуальной программе повышения квалификации, направленной на развитие наиболее слабо представленных педагогических компетенций. Важно отметить, что принятие решения о несоответствии занимаемой должности не является для учителя необратимым. Работодатель в данном случае может обеспечить обучение, повышение квалификации такого учителя и повторное прохождение им процедуры аттестации.

 

 

Экспертное заключение о профессиональной деятельности

педагогического работника по результатам аттестации

с целью подтверждения соответствия занимаемой должности

 

Экспертная группа в составе:

_____________________________________________________________________________

(ф.и.о., должность  эксперта)

_____________________________________________________________________________

                                                           (ф.и.о., должность эксперта)

_____________________________________________________________________________

(ф.и.о., должность  эксперта)

осуществила экспертизу  профессиональной деятельности

 

(ф.и.о., должность, место работы педагогического работника)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Форма аттестации

Результаты аттестации

∑+ / Колич. оценок

Соответствует занимаемой должности / не соответствует

Письменное квалификационное испытание в форме конспекта урока

 

 

 

 

«Соответствует занимаемой должности»

- от 50% и выше: педагог продемонстрировал владение основным содержанием предмета и владение базовыми педагогическими компетенциями

«Не соответствует занимаемой должности»

     - менее 50%  –  учитель не продемонстрировал знания учебного предмета, недостаточно владеет базовыми педагогическими компетенциями.

 

Вывод:

_____________________________________________________________________________

(Ф.И.О. педагогического работника)

соответствует/не соответствует занимаемой должности ______________________________

(нужное подчеркнуть)                                                                                                                        (указать должность)

Руководитель экспертной группы: ___________________/____________________________/

                                                           (подпись)                                                        (расшифровка подписи)

Члены экспертной группы:

___________________/____________________________/

            (подпись)                                         (расшифровка подписи)

___________________/____________________________/

            (подпись)                                         (расшифровка подписи)

 

С результатами экспертизы профессиональной деятельности ознакомлен(а)

«______»_____________20___г.

_________________________/___________________________/

 

(подпись педагогического работника)      (расшифровка подписи)

 

 

 

 

 

2.2. Методика проведения письменного квалификационного испытания в форме конспекта для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений  с целью подтверждения соответствия занимаемой должности

 

Примерная схема конспекта организованной образовательной деятельности

 

1. ФИО

2. ДОУ, должность, группа

3. ОО (по сетке) программа «___________________________» (основная общеобразовательная программа)

4. Тема:

5. Программное содержание (задачи по ОО)

6. Предшествующая работа

7. Дидактическое обеспечение:

8. Использованная литература:

 

Примерная схема конспекта организованной образовательной деятельности представлена в таблице №11

Таблица №11

 

Технологическая карта организованной образовательной деятельности в ДОУ (НОД, ООД)

 

Части занятия

Задачи

Методические приёмы

Специфические виды детской деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка письменной работы экспертом

Оценка письменной работы экспертом производится в соответствии с критериями, представленными в таблице №12

 

Критерии оценки конспекта организованной образовательной деятельности  в дошкольном образовательном учреждении

Таблица №12

 

Параметры оценивания

Критерии оценки

Макси-мальное коли-чество баллов

Оценка педагога (баллы)

1

Компетентность в области формулировки задач

В конспекте занятия не отражены задачи, либо отражены лишь частично, только в терминах «знания»

0

 

 

 

В конспекте занятия  обозначены  специфические и неспецифические задачи по ОО

1

 

2.

Компетентность в области содержания  образовательного процесса в дошкольном учреждении

Вводимое воспитателем содержание не соответствует уровню развития современных научных знаний. Подбор материала носит бессистемный, хаотичный характер

0

 

Полнота, достоверность, доступность, научная  обоснованность материалов, использованных при подготовке занятия

1

 

3.

 

Компетентность в области структурирования, организации занятия в соответствии с поставленными задачами

Структура занятия не представлена

0

 

Структура занятия представлена, но отличается непоследовательностью, нецелесообразностью распределения времени занятия, нерациональностью организации труда.

1

 

Продуманность выбора типа занятия, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Целесообразность распределения времени занятия. Рациональность выбора форм обучения. Рациональная организация труда воспитателя и воспитанников.

2

 

4.

Компетентность в методах и приемах обучения на занятии

Методы и приемы работы, описанные воспитателем, не отражают специфики работы с детьми дошкольного возраста, копируют учебные формы урока

0

 

Методы и приемы, описанные в занятии специфичны для детей дошкольного возраста, но не раскрыто их назначение на занятии

1

 

Методы и приемы, описанные в занятии специфичны для детей дошкольного возраста. Описано назначение используемых методов работы.

2

 

5.

Предварительная работа воспитателя в рамках подготовки к занятию (изучению темы)

В конспекте не отражена предварительная работа с воспитанниками в рамках подготовки к занятию

0

 

Проведённая предварительная работа с воспитанниками отражена в конспекте занятия

1

 

6.

Дидактическое обеспечение занятия

Оборудование занятия не описано, либо применение указанного оборудования нецелесообразно на данном занятии

0

 

Оборудование занятия представлено: наглядный демонстрационный и раздаточный материал. Прослеживается эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала и ТСО.

1

 

7.

Индивидуализация обучения, дифференцированный подход

В конспекте занятия не отражен дифференцированный подход.

Подход обозначен, но отсутствуют приемы, формы работы, позволяющие его реализовать.

0

 

Обозначено, по каким критериям, и на какие подгруппы воспитатель разделяет группу.

Представлены разные типы заданий (приемов, форм работы) для разных групп воспитанников.

1

 

8.

Разнообразие используемых форм

Используемые воспитателем формы работы однообразны, не достигают цели

0

 

Воспитатель представляет разнообразные формы работы, способствующие постоянному включению воспитанников в содержание занятия. Формы работы традиционные.

1

 

Воспитатель представляет разнообразные формы работы, способствующие постоянному включению воспитанников в содержание занятия. Формы работы инновационные.

2

 

9.

Организация самостоятельной работы воспитанников

Отсутствует описание форм, методов и приемов, способствующих развитию детской самостоятельности.

0

 

В конспекте представлены формы, методы приемы, способствующие развитию самостоятельности воспитанников в выполнении заданий.

1

 

10

Оценка результатов

В конспекте не представлен анализ возможных результатов занятия.

0

 

Воспитатель обозначает возможные результаты занятия. Они описаны в терминах «знания», без обозначения результатов развития. Описаны только идеальные (положительные) возможные результаты занятия.

1

 

В конспекте обозначены результаты занятия. Результаты обсуждены не только в терминах «знания», но и в терминах «развития». Педагог описывает возможные трудности, с которыми могут столкнуться воспитанники при освоении содержания занятия.

2

 

 

ИТОГО

14

 

 

Примечание:

Максимальное количество баллов  (14 баллов) ставится экспертами  при полном соответствии письменной квалификационной работы критериям. В листе  оценки письменной квалификационной работы, заполняемой экспертом, данная графа « Максимальное количество баллов»  может не отражаться. Для подтверждения соответствия занимаемой  должности аттестуемому педагогу достаточно набрать не менее половины от максимального количества баллов  - 7 баллов. Указанные баллы носят вспомогательный характер и служат для подготовки качественного экспертного заключения по аттестуемому педагогическому работнику, выявления сильных и слабых сторон его деятельности с целью последующей разработки индивидуальных программ повышения квалификации.

 

Экспертное заключение о профессиональной деятельности

педагогического работника по результатам аттестации

с целью подтверждения соответствия занимаемой должности

 

Экспертная группа в составе:

_____________________________________________________________________________

(ф.и.о., должность  эксперта)

_____________________________________________________________________________

                                                             (ф.и.о., должность  эксперта)

_____________________________________________________________________________

  (ф.и.о., должность  эксперта)

осуществила экспертизу  профессиональной деятельности

 

 

(ф.и.о., должность, место работы педагогического работника)

_____________________________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

Форма аттестации

Результаты аттестации

∑+ / Колич. оценок

Соответствует занимаемой должности / не соответствует

Письменное квалификационное испытание в форме конспекта организованной образовательной деятельности

 

 

 

 

 

«Соответствует занимаемой должности» - 50% -100% (от 7 баллов и выше)

«Не соответствует занимаемой должности»   - менее 50%  (0-6 баллов)

Вывод:

_____________________________________________________________________________

(Ф.И.О. педагогического работника)

соответствует/не соответствует занимаемой должности ______________________________

(нужное подчеркнуть)                                                                                                                        (указать должность)

Руководитель экспертной группы: ___________________/____________________________/

                                                           (подпись)                                                        (расшифровка подписи)

Члены экспертной группы:

___________________/____________________________/

            (подпись)                                         (расшифровка подписи)

___________________/____________________________/

            (подпись)                                         (расшифровка подписи)

 

С результатами экспертизы профессиональной деятельности ознакомлен(а)

«______»_____________20___г.

_________________________/___________________________/

(подпись педагогического работника)      (расшифровка  подписи)

 

 

2.3. Методика проведения письменного квалификационного испытания в форме конспекта учебного занятия с целью подтверждения соответствия занимаемой должности для педагогических работников (преподаватель, концертмейстер), реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе  в области художественного творчества

 

Общие положения

 

Письменное квалификационное испытание проводится по вопросам, связанным с осуществлением педагогической деятельности по занимаемой должности (преподавателя, концертмейстера). На основе результатов испытания проводится оценка уровня квалификации педагогического работника, позволяющая выработать рекомендации по его дальнейшему профессиональному развитию.

Для успешной реализации указанных целей важно выполнить ряд условий:

1. Задание для проведения квалификационного испытания должно быть непосредственно связано с основной деятельностью аттестуемого педагогического работника. Задания должны затрагивать различные базовые профессиональные компетенции педагогических работников, наличие которых является условием успешности деятельности.

аттестуемого в целом.

2. Задания, включенные в квалификационные испытания на соответствие занимаемой должности, и критерии их оценки должны быть ориентированы на необходимый для данной должности объем базовых профессиональных компетенций. В результате испытания необходимо выяснить, может ли преподаватель (концертмейстер) занимать соответствующую должность (при этом, при необходимости, дать конкретные предложения по дальнейшему повышению его квалификации) или преподаватель (концертмейстер) проявляет недостаточную компетенцию.

3. Подготовка к прохождению квалификационных испытаний должна способствовать профессиональному развитию преподавателя (концертмейстера), качеству решения основных функциональных задач педагогической деятельности. Задания должны учитывать актуальные задачи в области музыкальной (художественной) педагогики.

4. Педагогическим работникам заранее должны быть известны характер предстоящих испытаний и критерии их оценки. Они должны иметь возможность получения квалифицированной помощи при подготовке к аттестации в форме курсов повышения квалификации, консультаций, материалов для самоподготовки и т.п.

5.Форма и содержание аттестации педагогических работников при обязательном наличии общего подхода, методики аттестации должны учитывать особенности, специфику музыкального искусства и вида деятельности.

Для проведения аттестации в письменной форме предлагается:

форма короткого сочинения - описания учебного занятия (для преподавателей);

форма короткого сочинения – описания учебного занятия -  репетиции к концертному выступлению (для концертмейстеров).

В письменной форме должно быть изложено психолого – педагогическое обоснование  одного состоявшегося учебного занятия (по выбору преподавателя или концертмейстера).

Виды учебных занятий:

индивидуальное или групповое учебное занятие в исполнительском классе, направленное на практическое освоение художественного (музыкального) произведения или его фрагмента;

групповое учебное занятие по всем циклам дисциплин и междисциплинарным курсам профессиональных модулей), направленное на освоение теоретических знаний в области гуманитарных и других наук согласно перечню предметов ФГОС СПО;

учебное занятие - репетиция по подготовке к концертному выступлению.

Рекомендации по содержанию и структуре сочинения-описания учебного занятия

1.Индивидуальное или групповое занятие в исполнительском классе

План проведения учебного занятия

Тема учебного занятия

Должна быть выбрана в соответствии с программными требованиями и учетом индивидуальности обучающегося или особенностей учебной группы;

объектом может быть одно или несколько музыкальных произведений, или какая-либо проблема по преодолению конкретных трудностей технологического или художественного характера.

Цель учебного занятия

Описание той конечной цели, которую преследует преподаватель (концертмейстер) при решении проблем технологического или художественного характера и которая должна соответствовать требованиям ФГОС СПО и учебной программы дисциплины.

Задачи учебного занятия

Следует указать ряд задач, решение которых в процессе учебного занятия позволит, в соответствии с темой учебного занятия, приблизиться к освоению художественного целого и направить самостоятельную работу обучающегося.

Методы и приемы реализации поставленных задач

Необходимо указать методы и приемы, при помощи которых предполагается решить поставленные на учебном занятии задачи в контексте формируемых данной дисциплиной определенных компетенций; описать взаимосвязь конкретных технологических задач с созданием художественного целого в интерпретации музыкального произведения (могут быть подчеркнуты методы и приемы совершенствования технических средств выразительности, необходимых для создания интерпретации музыкального произведения).

Анализ результатов учебного занятия

Описать эффективность предложенных преподавателем (концертмейстером) рекомендаций, степень усвоения их обучающимся.

Формы проверки самостоятельной (домашней) работы обучающегося

Могут быть указаны разнообразные виды домашней работы, направленные не только на максимально продуктивное усвоение результатов совместной работы с преподавателем (концертмейстером), но и на развитие у обучающегося творческой инициативы.

2. Групповое учебное занятие по всем циклам дисциплин, междисциплинарным курсам и  профессиональным  модулям

План проведения учебного занятия

Тема учебного занятия

Тема должна быть выбрана в соответствии с программными требованиями и учетом особенностей учебной группы.

Цель учебного занятия

Обобщенно характеризовать перспективу развития обучающихся через получение знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями ФГОС СПО и учетом профильной направленности обучающихся.

Задачи учебного занятия

Должны содержать специфические дидактические единицы, освоение которых формирует у обучающихся комплекс знаний, умений и навыков для развития у обучающихся широкого кругозора, умения воспринимать профессиональную деятельность в области музыкального искусства в широком социальном, культурном и историческом контексте.

Методы и приемы реализации поставленных задач

Необходимо: указать формы учебного занятия, педагогические методы и приемы, при помощи которых предполагается оптимальный вариант достижения поставленных на учебном занятии целей и задач в контексте формируемых данной дисциплиной определенных компетенций; формы изучения и закрепления нового материала; описать деятельность обучающихся на различных этапах учебного занятия.

Анализ результатов учебного занятия

Описать эффективность предложенных преподавателем рекомендаций, степень усвоения их обучающимися.

Формы проверки самостоятельной (домашней) работы обучающегося

Могут быть указаны разнообразные виды домашней работы, направленные не только на максимально продуктивное усвоение результатов совместной работы с преподавателем, но и на развитие у обучающегося творческой инициативы.

3. Учебное  занятие - репетиция по подготовке к концертному выступлению

План проведения учебного занятия - репетиции

Тема учебного занятия

Тема должна быть выбрана в соответствии с программными требованиями и учетом индивидуальности обучающегося.

Цель учебного занятия

Подготовка к концертному исполнению в условиях концертного (театрального) зала или других условиях (указать).

Задачи учебного занятия

Описание реализации исполнительских достижений, наработанных в классе с преподавателем по специальности; описание конкретных задач, поставленных в процессе репетиционной работы.

Анализ результатов учебного занятия

Описать эффективность проведенного учебного занятия - репетиции, дать оценку уровню успешности действий концертмейстера и обучающегося.

При описании того или иного вида учебного занятия необходимо указывать:

- методический материал, используемый как для подготовки к учебному занятию, так и во время его проведения,

- технические средства обучения (в случае их применения на учебном занятии),

- перечень используемых на учебном занятии аудио-, видеозаписей, наглядных пособий и т.д.

Рекомендации для эксперта (для преподавателей, осуществляющих проведение учебных занятий по исполнительским дисциплинам)

В коротком сочинении - развернутом плане учебного занятия должно быть следующее:

заполнены все пункты плана учебного занятия;

обозначено четкое определение цели учебного занятия;

обозначено четкое определение конкретных задач, способствующих

достижению основной цели учебного занятия;

изложена согласованность методов, приемов и форм обучения и их

соответствие поставленной цели;

деятельность обучающихся представлена в достаточном объёме;

представлен анализ результатов учебного занятия, который должен содержать как оценку действий обучающегося, так и самооценку преподавателя (концертмейстера);

наличие соответствия и эффективности предложенных преподавателем (концертмейстером) форм и методов домашней работы стоящим перед обучающимся исполнительским задачам и его возможностям;

- грамотное использование профессиональной терминологии.

Рекомендации для эксперта (для преподавателей, осуществляющих проведение учебных занятий по теоретическим дисциплинам)

В коротком сочинении - развернутом плане учебного занятия должны быть:

заполнены все пункты плана учебного занятия;

обозначено четкое определение цели учебного занятия;

обозначено четкое определение конкретных задач, способствующих достижению основной цели учебного занятия;

изложена согласованность методов, приемов, форм обучения и их соответствие поставленной цели;

деятельность обучающихся представлена в достаточном объёме;

представлен анализ результатов учебного занятия, который должен содержать как оценку действий обучающегося, так и самооценку преподавателя;

наличие соответствия и эффективности предложенных преподавателем

форм и методов домашней работы стоящим перед обучающимися задачам;

- грамотное использование профессиональной терминологии.

 

Оценка и интерпретация полученных результатов

Конспект учебного занятия оценивается экспертом в соответствии с критериями, представленными в таблицах №13, №14.

 

Критерии оценки письменной работы педагогического работника, реализующего исполнительские дисциплины

                                                                                        Таблица №13

Параметры оценки

1. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности

 

·       преподаватель (концертмейстер) разделяет цель и

задачи    учебного занятия;

·       цель учебного занятия формулируется в понятной для

обучающегося форме;

·       поставленная перед обучающимися цель способствует

формированию позитивной мотивации в работе на учебном занятии;

·       поставленная перед обучающимися цель способствует

организации индивидуальной (или групповой) деятельности на учебном занятии;

·       цель и задачи, поставленные преподавателем

(концертмейстером) на учебном занятии, способствуют развитию имеющихся у обучающихся способностей;

·      цель и задачи учебного занятия свидетельствуют об       ориентации на взаимосвязь художественного и технологического начал в работе над исполнительскими проблемами;

·       на начальном этапе учебного занятия педагогический работник дает возможность обучающимся самостоятельно решать поставленные задачи в рамках темы учебного занятия;

·      поставленные цель и задачи учебного занятия позволяют выйти на рекомендации по самостоятельной работе обучающихся при решении поставленных исполнительских задач.

2. Компетентность в области мотивации учебной деятельности

 

·      озвучивая исполнительскую проблематику учебного занятия, педагогический работник демонстрирует обучающимся возможности использования полученных ими теоретических знаний;

  • преподаватель (концертмейстер) показывает

обучающимся связь поставленной исполнительской задачи с другими исполнительскими задачами;

·       преподаватель (концертмейстер) демонстрирует знание

приемов и методов, направленных на формирование интереса

обучающихся к предмету изучения;

·       преподаватель (концертмейстер) использует

педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и учебной мотивации обучающихся;

·       при оценивании ответов (работы) обучающихся,

педагогический работник учитывает их индивидуальные

особенности и потенциал каждого обучающегося;

·       преподаватель (концертмейстер) демонстрирует умение

дифференцировать задания так, чтобы обучающиеся почувствовали свой успех;

·       преподаватель (концертмейстер) дает возможность

обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в

рамках поставленной проблемы.

3. Компетентность в области информационной основы педагогической

деятельности

Данная компетентность складывается из следующих компонентов:

3.1. Компетентность в предмете преподавания,

3.2. Компетентность в методах преподавания,

3.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности

3.1. Компетентность в предмете преподавания

 

·       преподаватель (концертмейстер) использует методы,

обеспечивающие гармоничное развитие художественных и технических возможностей обучающегося (обучающихся);

·       преподаватель (концертмейстер) хорошо ориентируется

в различных источниках по преподаваемому предмету (различных редакциях музыкального произведения, аудио- видеозаписях с, различных интерпретациях музыкального произведения, учебниках, учебных и методических пособиях, медиа-пособиях, современных цифровых образовательных ресурсах и др.);

·       при изложении в письменной работе основного

материала по предмету преподаватель (концертмейстер) дает

возможность обучающимся осознать взаимосвязь решаемой

исполнительской проблемы с предыдущими и последующими исполнительскими проблемами.

3.2.           Компетентность в методах преподавания

 

·       преподаватель (концертмейстер) демонстрирует

владение современными методами преподавания;

·       применяемые педагогические методы соответствуют

поставленным целям и задачам;

·       применяемые педагогические методы соответствуют

содержанию и проблематике учебного занятия;

·       преподаватель (концертмейстер) демонстрирует

владение различными методами и может изменить  тактику работы с учетом складывающейся на учебном занятии ситуации.

3.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности

·       при постановке целей, выборе форм и методов  

мотивации и организации учебной деятельности, преподаватель (концертмейстер) ориентируется на индивидуальные особенности обучающихся;

·       методы, используемые преподавателем

(концертмейстером), соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся;

·       преподаватель (концертмейстер) демонстрирует

владение методами работы с обучающимися различного уровня подготовки и возможностей;

·       преподаватель (концертмейстер) строит работу таким

образом, чтобы получать информацию об уровне усвоения

учебного материала различными обучающимися.

4. Компетентность в области разработки программ и принятия

педагогических решений.

·        при подготовке к учебному занятию преподаватель (концертмейстер) учитывает требования основных нормативных документов, определяющих содержание и результаты учебной деятельности по предмету: федеральный государственный образовательный стандарт, примерные основные образовательные программы, рабочие программы, содержание учебно-методических комплексов по преподаваемому предмету и т.д.;

·      план учебного занятия составлен с учетом особенностей усвоения учебного материала обучающимся (обучающимися);

·      план учебного занятия составлен с учетом поэтапного освоения (преемственности) учебного материала;

·       преподаватель (концертмейстер) дает возможность

обучающимся самостоятельно ставить и решать исполнительские задачи;

·       преподаватель (концертмейстер) демонстрирует умение

аргументировать предлагаемые им исполнительские

решения;

·       педагогические рекомендации, отраженные в

письменной работе, отличаются оригинальностью и эффективностью;

·       педагогические рекомендации, отраженные в

письменной работе, отличаются обоснованностью и целесообразностью;

·       преподаватель (концертмейстер) демонстрирует умение

адекватно изменять стратегию своих действий в случае,

если не удается достичь поставленных целей первоначально

выбранными методами.

 

5. Компетентность в области организации учебной деятельности

·       преподаватель (концертмейстер) ставит цель и задачи,

организующие деятельность обучающихся на каждом из этапов учебного занятия;

·       преподаватель (концертмейстер) владеет методами

организации индивидуальной и совместной деятельности

обучающихся, направленной на решение поставленных цели и

задач;

·       преподаватель (концертмейстер) демонстрирует

владение методами и приемами создания рабочей атмосферы на учебном занятии;

·       преподаватель (концертмейстер) демонстрирует

способность устанавливать отношения сотворчества с обучающимися;

·       преподаватель (концертмейстер) демонстрирует умение

организовать обучающихся для поиска дополнительной

информации, необходимой при решении учебной задачи

(литературы, аудио-, видеоматериалов и др.);

·       преподаватель (концертмейстер) показывает

обучающимся, какие критерии лежат в основе оценки их исполнительских решений;

·       преподаватель (концертмейстер) умеет сочетать методы

педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки

обучающихся.

 

Критерии оценки письменной работы преподавателя, реализующего

теоретические дисциплины

Таблица №14

Параметры оценки

1. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности

 

  • преподаватель (концертмейстер) разделяет цель и

задачи    учебного занятия;

  • цель учебного занятия формулируется в понятной для

обучающегося форме;

  • поставленная перед обучающимися цель способствует

формированию позитивной мотивации в работе на учебном занятии;

  • поставленная перед обучающимися цель способствует

организации индивидуальной (или групповой) деятельности на учебном занятии;

  • цель, поставленная перед обучающимися, содержит

критерии, позволяющие им самостоятельно оценить качество полученных результатов;

  • задачи, обозначенные преподавателем, конкретизируют

цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели учебного занятия;

·      на начальном этапе учебного занятия преподаватель дает возможность обучающимся самостоятельно решать

поставленные задачи в рамках изучаемой темы;

  • цель и задачи опроса обучающихся имеют обучающий

характер, они соответствуют предметному материалу,

излагаемому преподавателем;

  • цель и задачи, поставленные преподавателем,

способствуют развитию познавательных способностей обучающихся;

  • поставленные цель и задачи позволяют выйти на

рекомендации по самостоятельной работе обучающихся с новым учебным материалом, дать обучающимся

программу самостоятельной работы над изучаемым

материалом.

 

2. Компетентность в области мотивации учебной деятельности

 

·      озвучивая тему учебного занятия, преподаватель демонстрирует обучающимся возможности использования тех знаний, которые он собирается им изложить на практике;

  • преподаватель показывает обучающимся связь

изучаемой темы с другими темами данного курса (программы) или учебными предметами.

  • преподаватель демонстрирует знание приемов и

методов, направленных на формирование интереса обучающихся к предмету изучения;

  • преподаватель использует знания об интересах и

потребностях обучающихся в организации учебной деятельности, при постановке учебных цели и задач,

выборе методов и форм работы и т.д.

  • преподаватель использует педагогическое оценивание

как метод повышения учебной активности и учебной  мотивации обучающихся;

  • при оценке работы обучающихся, преподаватель

учитывает их индивидуальные особенности и потенциал

каждого обучающегося;

  • преподаватель демонстрирует умение

дифференцировать задания так, чтобы обучающиеся почувствовали свой успех;

  • преподаватель дает возможность обучающимся

самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы.

3. Компетентность в области информационной основы педагогической

деятельности

Данная компетентность складывается из следующих компонентов:

3.1. Компетентность в предмете преподавания,

3.3. Компетентность в методах преподавания,

3.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности

3.1. Компетентность в предмете преподавания

 

  • преподаватель дает возможность обучающимся

самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы;

  • преподаватель хорошо ориентируется в различных

источниках по преподаваемому предмету, может дать ссылки на соответствующие источники;

  • при изложении в письменной работе основного

материала по предмету преподаватель дает возможность обучающимся осознать взаимосвязь изучаемой темы с предыдущими и последующими изучаемыми темами;

  • преподаватель видит и раскрывает связь своего 

предмета с другими предметами, связь теоретических знаний с практической деятельностью, в которой они используются.

3.2. Компетентность в методах преподавания

 

·       преподаватель демонстрирует владение современными

методами преподавания;

·       применяемые педагогические методы соответствуют

поставленным целям и задачам;

·       применяемые педагогические методы соответствуют

содержанию изучаемого предмета и проблематике урока;

·       преподаватель демонстрирует владение различными

методами и может изменить тактику работы в случае, если поставленную цель не удается достичь с помощью первоначально выбранных процедур;

·       преподаватель демонстрирует умение работать с

различными информационными материалами;

·       преподаватель дает возможность обучающимся

самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы, демонстрирует умение использовать (при необходимости) компьютерные и мультимедийные  технологии, цифровые образовательные ресурсы.

3.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности

·       при постановке цели, выборе форм и методов 

мотивации и организации учебной деятельности, преподаватель ориентируется на индивидуальные особенности и специфику взаимоотношений обучающихся;

·       методы, используемые преподавателем, соответствуют

возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, с которыми он работает;

·       преподаватель демонстрирует владение методами

работы со слабоуспевающими обучающимися;

·       преподаватель строит работу таким образом, чтобы

получать информацию об уровне усвоения учебного материала различными обучающимися.

4. Компетентность в области разработки программ и принятия

педагогических решений.

·      при подготовке к учебному занятию преподаватель учитывает требования основных нормативных документов, определяющих содержание и результаты учебной деятельности по предмету: федеральный государственный образовательный

стандарт, примерные основные образовательные программы, рабочие программы, содержание учебно-методических комплексов по преподаваемому предмету и т.д.;

·        план учебного занятия составлен с учетом темпа усвоения учебного материала обучающимися;

·      план учебного занятия составлен с учетом поэтапного освоения (преемственности) учебного материала в рамках преподаваемого предмета и программы;

·       преподаватель дает возможность обучающимся

 самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы, демонстрирует умение вносить изменения в

существующие дидактические и методические материалы с

целью достижения более высоких результатов.

·       преподаватель дает возможность обучающимся

самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой

темы, использует самостоятельно разработанные

программные, методические или дидактические материалы по

предмету;

·       преподаватель демонстрирует умение аргументировать

предлагаемые им решения;

·       педагогические решения, отраженные в письменной

работе, отличаются оригинальностью и эффективностью;

педагогические решения, отраженные в письменной работе,

отличаются обоснованностью и целесообразностью.

·       преподаватель демонстрирует умение адекватно

изменять стратегию действий в случае, если не удается достичь поставленной цели.

 

5. Компетентность в области организации учебной деятельности

 

·       преподаватель ставит цель и задачи, структурирующие

и организующие деятельность обучающихся на каждом из

этапов учебного занятия;

·       преподаватель владеет методами организации

индивидуальной и совместной деятельности обучающихся,

направленными на решение поставленных цели и задач;

·       преподаватель демонстрирует владение методами и

приемами создания рабочей атмосферы на учебном занятии, поддержания дисциплины;

·       преподаватель демонстрирует способность

устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, умение вести с ними диалог;

·       преподаватель использует методы, побуждающие

обучающихся самостоятельно рассуждать;

·       преподаватель демонстрирует умение включать новый

материал в систему уже освоенных знаний обучающихся.

·       преподаватель демонстрирует умение организовать

обучающихся для поиска дополнительной информации,

необходимой при решении учебной задачи (литературы,

компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные

ресурсы и др.);

·       преподаватель может точно сформулировать критерии,

на основе которых он оценивает ответы обучающихся.

·       преподаватель показывает обучающимся, на основе

каких критериев производится оценка их ответов;

·       преподаватель умеет сочетать методы педагогического

оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.

 

Эксперт выносит суждение об уровне развития каждой из компетенций с учётом всех  этапов урока (репетиции). Суждения экспертов заносятся в табличную схему оценки письменной работы педагога, представленную ниже (таблица №15).

 

 

 

Схема оценки письменной работы педагога

Таблица №15

 

 

Наименование показателя

Оценка ПК (0-3) с учётом всех этапов учебного занятия

Кол-во баллов по результатам экспертизы

∑+

1.

Компетентность в области личностных качеств

1.1.

Эмпатийность и социорефлексия

 

 

1.2.

Самоорганизованность

 

1.3.

Общая культура

 

2.

Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности

2.1.

Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся

 

 

2.2.

Умение перевести тему учебного занятия в педагогическую задачу

 

2.3.

Умение вовлечь воспитанников в процесс формулирования целей и задач

 

3.

Компетентность в области мотивации учебной деятельности

3.1.

Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности

 

 

3.2.

Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся

 

3.3.

Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся

 

4.

Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности

4.1.

Компетентность в методах преподавания

 

 

4.2.

Компетентность в предмете  преподавания

 

4.3.

Компетентность в субъективных условиях деятельности

 

5.

Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений

5.1.

Умение выбрать и реализовать образовательную программу

 

 

5.2.

Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы

 

5.3.

Умение принимать решения в педагогических ситуациях

 

6.

Компетентность в области организации педагогической деятельности

6.1.

Умение устанавливать субъект-субъектные отношения

 

 

6.2.

Умение организовать учебную деятельность обучающихся

 

6.3.

Умение реализовать педагогическое оценивание

 

 

∑+ Кол-во баллов по результатам экспертизы

 

 

 

 

Каждый из указанных компонентов (их 18) оценивается по трехбалльной шкале:

В ходе качественной оценки эксперт анализирует представленный педагогом конспект, рассматривая по очереди каждый из этапов учебного занятия.

В рамках анализа каждого из этапов учебного занятия эксперт выносит общее суждение об удовлетворительном либо неудовлетворительном уровне развития тех или иных базовых педагогических компетентностей. Для каждой из компетенций выделено по три показателя. Каждый показатель оценивается по трёхбалльной шкале:

0 - низкий уровень

1 - допустимый

2 - оптимальный

3 - высокий

Подсчитывается общее количество баллов по каждой педагогической компетенции и в целом.

Свои оценки эксперт выносит на основе критериев оценки письменной работы, представленных в таблице №13;14 и заносит в таблицу №15. Максимальное количество баллов (54 балла) ставится экспертами при полном соответствии письменной квалификационной работы критериям.

 

Обработка результатов

По итогам экспертной оценки суммируются все баллы по каждой из базовых педагогических компетенций.

Если итоговый балл ≥ 50% (27баллов) можно судить об удовлетворительном уровне развития соответствующего показателя. Если этот балл < 50% уровень развития соответствующего показателя является неудовлетворительным.

Итоговый показатель интерпретируется следующим образом:

От 50% и выше  – соответствие занимаемой должности: преподаватель (концертмейстер) продемонстрировал владение основным содержанием предмета и владение базовыми педагогическими компетенциями.

Менее 50%  – несоответствие занимаемой должности: преподаватель (концертмейстер) не продемонстрировал знания учебного предмета, недостаточно владеет базовыми педагогическими компетенциями.

Подготовка экспертного заключения

По результатам оценки письменной работы эксперт пишет заключение, в котором, на основе представленных критериев (таблица №13;14) и итоговой таблицы оценок (таблица №15), он должен отразить уровень развития базовых педагогических компетенций.

По результатам экспертной оценки могут быть разработаны предложения по индивидуальной программе повышения квалификации, направленной на развитие наиболее слабо представленных педагогических компетенций. Важно отметить, что принятие решения о несоответствии занимаемой должности не является для педагогического работника необратимым. Работодатель в данном случае может обеспечить обучение, повышение квалификации такого педагогического работника и повторное прохождение им процедуры аттестации.

 

Экспертное заключение о профессиональной деятельности

педагогического работника по результатам аттестации

с целью подтверждения соответствия занимаемой должности

 

Экспертная группа в составе:

_____________________________________________________________________________

(ф.и.о., должность  эксперта)

_____________________________________________________________________________

                                                           (ф.и.о., должность эксперта)

_____________________________________________________________________________

(ф.и.о., должность  эксперта)

осуществила экспертизу  профессиональной деятельности

 

(ф.и.о., должность, место работы педагогического работника)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Форма аттестации

Результаты аттестации

∑+ / Колич. оценок

Соответствует занимаемой должности / не соответствует

Письменное квалификационное испытание в форме конспекта учебного занятия

 

 

 

 

«Соответствует занимаемой должности»

- от 50% и выше: преподаватель (концертмейстер) продемонстрировал владение основным содержанием предмета и владение базовыми педагогическими компетенциями

«Не соответствует занимаемой должности»

     - менее 50%  –  преподаватель (концертмейстер) не продемонстрировал знания учебного предмета, недостаточно владеет базовыми педагогическими компетенциями.

 

Вывод:

_____________________________________________________________________________

(Ф.И.О. педагогического работника)

соответствует/не соответствует занимаемой должности ______________________________

(нужное подчеркнуть)                                                                                                                        (указать должность)

Руководитель экспертной группы: ___________________/____________________________/

                                                           (подпись)                                                        (расшифровка подписи)

Члены экспертной группы:

___________________/____________________________/

            (подпись)                                         (расшифровка подписи)

___________________/____________________________/

            (подпись)                                         (расшифровка подписи)

 

С результатами экспертизы профессиональной деятельности ознакомлен(а)

«______»_____________20___г.

_________________________/___________________________/

       (подпись педагогического работника)                   (расшифровка подписи)

 


Вернуться