<!-- [if gte mso 9]> 800x600

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о региональном этапе первого открытого Всероссийского конкурса методических материалов

«Традиции и инновации в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей»

 

1.   Общие положения

Региональный этап первого открытого Всероссийского конкурса методических материалов «Традиции и инновации в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей» (далее - Конкурс) проводится с целью совершенствования методической деятельности, направленной на обеспечение качества дополнительного естественнонаучного образования детей в образовательных организациях Российской Федерации.

Задачи Конкурса:

мониторинг состояния методической работы в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей;

выявление и анализ педагогического и управленческого опыта в развитии инновационных процессов в дополнительном естественнонаучном образовании детей;

обобщение и распространение успешного опыта работы методических служб организаций образования, реализующих дополнительное естественнонаучное образование детей;

развитиетворческого потенциала, стимулирование и поощрение педагогических и руководящих работников образовательных организаций;

обеспечение доступности новейших практико-ориентированных разработок, способствующих повышению качества дополнительного естественнонаучного образования детей.

 

2. Участники Конкурса

К участию в Конкурсе приглашаются педагогические и руководящие работники, методические объединения общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей.

 

3. Порядок и условия проведения

3.1. Общее руководство Конкурсом осуществляет Оргкомитет Конкурса (приложение №1). Проведение Конкурса организует государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Областная станция юных натуралистов» (далее – ГБОУ ДОД ОСЮН).

3.2. Конкурс проводитсяc 25 февраля по 20 апреля 2014 года в 2 этапа:  муниципальный и областной (заочный).

3.3. I этап, муниципальный – с 25 февраля по 10 апреля 2014 года, включает в себя: сбор методических материалов, демонстрирующих новейшие педагогические находки в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей; методических материалов, оформленных на основе современных интернет–ресурсов, и технологии дистанционного обучения. Подведение итогов и определение победителей на данном этапе не проводится. Конкурсные материалы необходимо направлять в срок до 10 апреля  2014 г. в адрес Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Областная станция юных натуралистов (г. Ульяновск, ул. Октябрьская, д.42, с пометкой «На конкурс «Традиции и инновации в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей»»). Время работы: все дни недели, кроме субботы и воскресенья, с 9 до 17 часов, тел. 48-57-96), с приложением согласия на обработку персональных данных (приложение №4).

3.4. Конкурс проводится по следующим номинациям:

«Организация развивающей образовательной среды в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей».

«Организационно-массовая деятельность в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей».

 «Социально – педагогическое и психолого– педагогическое сопровождение развития личности ребенка в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей».

«WEB-проектв сфере дополнительного естественнонаучного образования детей».

 «Электронные образовательные ресурсы в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей».

 «Управление развитием сферы дополнительного естественнонаучного образования детей».

3.5. На Конкурс принимаются следующие методические материалы:

Номинация «Организация развивающей образовательной среды в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей»:

методические рекомендации:

 по обеспечению внедрения нового содержания дополнительного естественнонаучного образования детей, в т.ч. для детей с особыми образовательными потребностями;

 по применению новых образовательных технологий, форм, методов и средств в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей;

 по внедрению интегрированных образовательных проектов в сферу дополнительного естественнонаучного образования детей;

 по обеспечению прикладной деятельности (методика работы с природным материалом, методика ухода и выращивания растений и животных, организация живого уголка, музея природы, учебно-опытного участка и др.).

 учебно-наглядные пособия, учебно-методические пособия, хрестоматии, справочники, словари, определители и др.;

 материалы информационно - методического сопровождения дополнительного естественнонаучного образования детей (бюллетени, газеты, методические журналы, вестники, описания педагогического опыта и др.);

 методические материалы, отражающие использование  здоровьесберегающих традиций и технологий в педагогической практике.

Номинация «Организационно-массовая деятельность в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей»:

 методические рекомендации:

  по применению новых форм, методов и средств организации и проведения культурно–досуговых мероприятий для детей, стимулирующих их творческий и интеллектуальный потенциал;

 по организации образовательных и культурно – досуговых мероприятий естественнонаучной направленности;

 по проведению природоохранных мероприятий;

 проекты межведомственного взаимодействия и сетевого партнерства по реализации социально значимых мероприятий.

Номинация «Социально – педагогическое и психолого – педагогическое сопровождение развития личности ребенка в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей»:

 методические рекомендации:

 по обеспечению комплексного подхода к решению проблем развития личности ребенка в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей;

 по обеспечению социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей;

 по применениюавторских или модифицированных диагностических методик;

 по проведению комплексной диагностики психофизического и социально-личностного развития ребенка.

Номинация «WEB-проект в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей»:

 образовательный WEB-проект в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей.

Номинация «Электронные образовательные ресурсы в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей:

 электронные пособия, хрестоматии, справочники, определители, атласы и др.

Номинация «Управление развитием сферы дополнительного естественнонаучного образования детей»:

 методические рекомендации:

 по разработке и введению новых организационных структур, новых форм управления развитием в образовательной организации сферы дополнительного естественнонаучного образования детей;

 по обеспечению методической поддержки молодых специалистов и других педагогических работников сферы дополнительного естественнонаучного образования детей;

 по организации межведомственного взаимодействия и сетевого партнерства, направленных на повышение качества дополнительного естественнонаучного образования детей.

3.6. Конкурсные материалы могут иметь одного или нескольких авторов (авторский коллектив).

3.7. От одного автора или авторского коллектива на Конкурс принимается не более одной работы в номинацию.

3.8. На Конкурс принимаются материалы, разработанные/изданные за последние 3 года.

3.9. Конкурсный материал должен иметь свое название и включать в себя только одну работу (допускается приведение других работ автора только в качестве приложений, отдельно не оцениваемых) либо представлять собой единый комплект материалов под общим названием, объединение которых логически оправдано.

3.10. На Конкурс не принимаются работы, не соответствующие требованиям данного Положения.

3.11. Представленные на Конкурс материалы не возвращаются, рецензии на них не высылаются.

3.12. Подача заявки на Конкурс означает согласие автора на возможность последующей публикации материала (полностью или частично) по рекомендации Оргкомитета в сборнике «Традиции и инновации в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей» и журнале ФГБОУ ДОД ФДЭБЦ «Юннатский вестник». Авторские права на публикуемые материалы за участниками сохраняются.

 

4. Подведение итогов Конкурса

4.1. Победители и призеры Конкурса по каждой номинации, занявшие 1-ое, 2-ое и 3-е места, награждаются дипломами Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Областная станция юных натуралистов.

4.2. По  итогам  конкурса Оргкомитет готовит информационный материал, который высылается в муниципальные отделы управления образованием, а также размещается на сайте: http://ulnat.ru

4.3. Работы победителей Конкурса могут быть направлены для участия во Всероссийском конкурсе методических материалов «Традиции и инновации в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей» в г. Москва.


ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Анкета-заявка

на участие в региональном этапе первого открытого Всероссийского конкурса методических материалов «Традиции и инновации в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей»

 

1.Название образовательной организации (полностью)________________

__________________________________________________________________

 

2. Полный адрес организации, Ф.И.О. руководителя, контактный телефон, сайт и E-mail организации __________________________________________

__________________________________________________________________

 

3. Номер телефона автора раб. _______________________

                                           дом.__________________ моб. _________________

4. Электронный адрес автора: _______________________________________

5. Вид методической продукции: ______________________________________

6. Название конкурсного материала __________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Номинация_______________________________________________________

8. Фамилия, имя и отчество автора или авторов (полностью) ______________________________________________________________
__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

9.Занимаемая должность ___________________________________________

__________________________________________________________________

 

 

Дата заполнения                                  Ф.И.О. руководителя образовательной

«____»____________2014 г.             организации или руководителя

                                                               методической службы

                                                                __________________________________

 

                                                                Подпись__________________________

          Примечание: анкета-заявка заполняется на каждый конкурсный материал и высылается в оргкомитет вместе с ним.                                    

                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ №3

 

Требования к оформлению методических материалов

и критерии оценки работ 

регионального этапа первого открытого Всероссийского конкурса методических материалов «Традиции и инновации в сфере дополнительного

естественнонаучного образования детей»

 

1. Требования к оформлению методических материалов

1.1. Конкурсный материал должен быть предоставлен в бумажном (листы скреплены, пронумерованы) и  электронном виде (документы в формате .doc WORD для Windows-2000,Windows-XP, иллюстрации в формате.jpg).

Конкурсный материал на бумажном носителе должен быть оформлен при следующих параметрах: верхнее поле – 2,5 см, нижнее поле – 1,5 см, левое поле – 2 см, правое поле – 1 см;Times New Roman; размер шрифта 14, интервал – 1,5.

Разрешается использовать только следующие средства выделения: полужирный шрифт, курсив, подчеркнутый шрифт, верхние и нижние индексы.

Список литературы и Интернет-ресурсов следует разместить в конце документа. В тексте ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках [1].

К методическим материалам номинаций «WEB-проект в сфере дополнительного образования детей» и «Электронные образовательные ресурсы в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей», должны быть приложены: аннотация;  скриншот страниц электронных материалов или даныссылки и ключи доступа на WEB- сайт.

1.2. Методические рекомендации включают:

аннотацию;

титульный лист;

пояснительную записку;

содержание;

список использованной и рекомендуемой литературы;

приложения (по необходимости).

 

Аннотация должна содержать краткие сведения: о сути рассматриваемых вопросов; назначении данных методических рекомендаций; источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций; о возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции. Внизу листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

На титульном листе методических рекомендаций указываются: название образовательной организации (в порядке нисходящей подчиненности); Ф.И.О. автора; название работы (с указанием вида методической продукции); адрес образовательной организации и год издания.

В пояснительной записке дается: обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (особенностей и новизны данной работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной области), определяется цель составления предлагаемых методических рекомендаций; краткое описание ожидаемого результата от использования их в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей.

Содержание методических рекомендаций может излагаться в произвольной форме. Можно придерживаться следующей схемы:

 на основании опыта работы описать, что и как рекомендуется делать по выбранной теме;

 дать советы по решению организационных вопросов, материально-техническому, финансовому и кадровому обеспечению предлагаемых видов деятельности;

 вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности;

 предостеречь от типичных ошибок.

Список рекомендуемой и использованной литературы составляется в алфавитном порядке, в соответствии с правилами оформления литературных источников.

Приложения могут включать материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности, не вошедшие в раздел «Содержание». Это могут быть  - планы проведения конкретных дел, мероприятий; тестовые задания; методики создания практических заданий, адресованных обучающимся; примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; методики определения результатов по конкретным видам деятельности; схемы, диаграммы, фотографии, карты; примерная тематика открытых мероприятий и т. д.

1.3. Описание передового педагогического опытавключает:

 наименование опыта, указание  автора или группы авторов, образовательная организация, адрес;

 обоснование актуальности опыта и его значение для повышения уровня образовательного процесса; вид опыта по уровню новизны (новаторский, рационализаторский и др.);

 теоретическую базу опыта (сущность опыта), его технологию (систему конкретных действий, форм, методов и приемов работы);

 ведущую педагогическую идею, вытекающую из данного опыта;

 результативность;

возможность применения данного опыта в педагогической практике;

список литературы;

приложения.

1.4. Проект,прошедший апробацию и рекомендуемый автором (авторами) для широкого практического применения, включает:

 титульный лист с указанием (сверху вниз) названия организации и объединения; название работы; Ф.И.О. (полностью) автора; Ф.И.О. (полностью) руководителя и консультанта (если имеются); год выполнения работы;

 оглавление;

 введение, где необходимо указать проблему, которую решает проект; обосновать ее актуальность, цель и задачи;

 этапы, механизмы и ресурсы (кадровые, финансовые и др.) его реализации;

 результаты его реализации;

 практическая значимость.

Желательно иметь в приложении наглядный материал (по усмотрению автора), раскрывающий содержание деятельности на всех этапов реализации проекта с краткой аннотацией мероприятий (для возможной публикации). 

1.5. Учебно-методическое пособие включает:

 Аннотацию. В аннотации необходимо указать, для изучения какой группы организмов, объектов и явлений окружающей среды предназначено данное пособие. Дать информацию об основных частях пособия, рассматриваемых вопросах, принципах организации текста, целевой аудитории читателей;

 Содержание(комплексная характеристика таксона (сообщества), которая является объектом изучения (морфологические, экологические, систематические характеристики и др.; основные методы изучения таксона (методы сбора, препарирования, определения, сбора и обработки данных); проблемы, связанные с применением отдельных методов);

 Справочную информацию об основных таксонах;

 Список литературы.

1.6. Аннотация к WEB-проекту включает:

 Титульный лист.

 Пояснительную записку.

 Учебно-тематический план.

 Содержание.

 Методическое обеспечение.

 Методические рекомендации.

 Заключение.

 Список литературы и ссылки на дополнительную информацию.

 На титульном листе рекомендуется указывать:

 наименование образовательной организации;

 где, когда и кем утвержден WEB-проект;

 название методического материала;

 возраст детей, на которых рассчитан WEB-проект;

 срок реализации WEB-проекта;

Ф.И.О., должность автора (авторов);

 география WEB-проекта;

ссылка на WEB-сайт;

 год разработки.

 В пояснительной записке следует раскрыть:

направленность WEB-проекта;

 новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

 цель и задачи WEB-проекта;

 отличительные особенности данного WEB-проекта от уже существующих практик дистанционного обучения;

возраст детей, участвующих в реализации WEB-проекта;

 сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы);

 формы и режим занятий;

 ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

 формы подведения итогов реализации WEB-проекта.

Учебно-тематический план WEB-проекта может содержать:

 перечень разделов, тем;

 количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

 Содержание WEB-проекта возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий). 

 Методическое обеспечение WEB-проекта:

 обеспечение методическими видами продукции;

  рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

 дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

 Методические рекомендации содержат конкретные предложения, методические рекомендации по использованию WEB-проекта в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей.

 Заключение (включает описание деятельности автора по WEB-проекту, самооценку реализуемого WEB-проекта, с описанием инструментария оценки эффективности WEB-проекта, выводы: проблемы, перспективы).

 Список литературы и ссылки на дополнительную информацию.

1.7. Электронное пособие включает:

 Аннотацию (информация об основных частях пособия, рассматриваемых вопросах, принципах организации текста, целевой аудитории читателей, при необходимости – ссылка на сайт).

 Содержание (тематика материала, справочная информация, обучающие или практические задания, задачи из предметной области естественной науки и др.; средства: выполнения виртуальных и/или реальных лабораторных исследований   каждого объекта изучения; контроля и самоконтроля полученных знаний, умений и навыков;регистрации обучающихся, их действий и результатов, получаемых при изучении предметной области  естественной науки; оперативного взаимодействия с педагогами и другими обучающимися и др.).

 Методические рекомендации (порядок изучения, как всей предметной области, так и каждого объекта в ее составе и др.).

 Контрольно-диагностический тематический и итоговый тест (обработка тематического и итогового теста).

 Ссылки на дополнительную информацию.

 

2 Критерии оценки конкурсных материалов

2.1. Номинации

«Организация развивающей образовательной среды в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей»,

«Организационно-массовая деятельность в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей»,

«Управление развитием сферы дополнительного естественнонаучного образования детей»:

актуальность (соответствие целей, задач и содержания представленной работы основополагающим федеральным и региональным документам развития образования, социокультурным тенденциям развития дополнительного естественнонаучного образования детей; эффективность технологических, экономических и управленческих решений); 10 баллов

новизна (оригинальность подходов в решении проблемы; наличие собственной авторской позиции; использование в содержании, методах, формах и средствах предлагаемого автором опыта, ранее не используемого в работе образовательного учреждения или в работе на уровне образовательной системы муниципального образования, региона или государства); 10 баллов

полнота, фактическая достоверность  и информативность (содержательность материала; системный подход в решении существующей проблемы; последовательность в реализации педагогической деятельности и достоверность выполненных действий; корректность в употреблении естественнонаучной терминологии); 10 баллов

логичность структуры материала, стиль и доходчивость изложения (системность изложения материала, педагогические и научно – методические средства  решения проблемы, результаты и выводы); 10 баллов

технологичность (соответствие содержания и формы изложения той категории читателей, которой адресованы материалы; возможность эмпирической проверки; рациональность используемой методики; эффективность использования имеющихся и привлекаемых ресурсов; популяризациярезультатов); 10 баллов

практическая ценность (эффективность использования имеющихся и привлекаемых ресурсов; применимость в исследовательской и педагогической практике; возможность применения предлагаемой работы в деятельности других образовательных организаций); 10 баллов

перспективность (возможности развития сферы дополнительного естественнонаучного образования детей на уровне муниципального образования, региона или государства вследствие применения данного материала). 10 баллов

ИТОГО- 70 баллов

2.2. Номинация

«Социально – педагогическое и психолого – педагогическое сопровождение развития личности ребенка в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей»:

критериальная и содержательная валидность  (выpаженность в каждом критерии значимых для задач диагностики стоpон деятельности образовательной организации или личности обучающегося; способность методики оценивать тот критерий, для оценивания котоpого ее используют);10 баллов

огpаничение количества  методик тpебованием необходимой полноты;

системность (отсутствие полного или частичного дублиpования кpитеpиев по их содеpжанию, смыслу);10 баллов

надежность (точность установления той степени выpаженности критерия, котоpая действительно имеет место); 10 баллов

системная взаимосвязанность с другими методиками и средствами оценки (технология оценки); 10 баллов

практичность (пpактическая пpименимость pезультатов оценки, обеспечиваемая, в пеpвую очеpедь, четкостью и оптимальным объемом инфоpмации о pезультате по каждому кpитеpию, а также - ясной схемой интеpпpетации pезультатов для получения пpактических выводов и pекомендаций); 10 баллов

коppектность по отношению к участникам проводимой диагностики (тактичность, конфиденциальность и т.д.). 10 баллов

ИТОГО-70 баллов

2.3. Номинации

«WEB-проект в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей»,

«Электронные образовательные ресурсы в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей»:

содержание (соответствие содержания заявленной теме, общим целям дополнительного естественнонаучного образования и дидактическим требованиям; учет возраста и др. особенностей аудитории; степень раскрытия темы; наличие или отсутствие логических противоречий; облегченные способы поиска опубликованной информации); 10 баллов

грамотность (грамотность и стиль; наличие или отсутствие грамматических и стилистических ошибок, ошибок форматирования опубликованных текстов, таблиц и др.; достоверность и актуальность текстов; отсутствие логических противоречий; степень четкости и читаемости, опубликованных изображений); 10 баллов

навигация и структура (удобная навигация и понятная структура; возможности поиска информации по тексту; наличие или отсутствие каталога терминов, логически связанных друг с другом страниц сайта с взаимными ссылками, меню; простой и понятный доступ ко всем страницамWEB-проекта или электронного образовательного ресурса); 10 баллов

дизайн (комфортность дизайна; уместность цветовых решений, анимации иллюстраций и теста; степень читаемости текста; наличие или отсутствие единого дизайна для всех либо общей концепции дизайна, гармонической цветовой гаммы сайта); 10 баллов

обратная связь (наличие или отсутствие функционирующей обратной связи, средств для обратной связи (электронные формы для отправки сообщений, блоги, форумы); 10 баллов

полнота (полнота и содержательность материалов; корректность в употреблении естественнонаучной терминологии; наличие ссылок на сторонние Интернет-ресурсы и дополнительную информацию); 10 баллов; 10 баллов

практическая значимость (активность использования WEB-проекта или электронного образовательного ресурса в образовательном процессе; доступность использования материала, возможность широкого применения в педагогической практике). 10 баллов

ИТОГО-70 баллов

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Председателю Оргкомитета

регионального этапа первого открытого

Всероссийского конкурса

«Традиции и инновации в сфере дополнительного

естественнонаучного образования детей»

Согласие на обработку персональных данных

Я,_________________________(Ф.И.О.),   _______________(должность) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (полное наименование образовательной организации)

паспорт серия                                выдан_____________________________

__________________________________________________________________

 

в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» не возражаю против ознакомления, получения, обработки, хранения и возможной публикации с сохранением авторства моих конкурсных материалов (персональных данных) уполномоченными специалистами ГБОУ ДОД Областная станция юных натуралистов, Федерального детского эколого–биологического центра и (или) передачи их должностным лицам, осуществляющим процедуру экспертной оценки.

Настоящее согласие может быть отозвано мной в письменной форме.

«____»____________2014 г.                             Под

 

 

<!-- [if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 <!-- [if gte mso 9]> <!-- [if !mso]> st1\:*{behavior:url(#ieooui) } <!-- [if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

Вернуться