Всероссийский конкурс имени В.И. Вернадского 
 
 
 
 
 
 
 
ПОЛОЖЕНИЕ

о региональном этапе Всероссийского конкурса

юношеских исследовательских работ

имени В.И. Вернадского

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 1.1. Настоящее положение разработано в целях организации и проведения регионального этапа Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского.

1.2. Региональный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского (далее – Конкурс) проводится по инициативе и поддержке государственных, общественных, научных и культурных организаций России и Ульяновской области.

1.3. Организаторы Конкурса – Министерство образования и науки Ульяновской области, Ульяновское областное отделение Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь», Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей областной детский экологический центр (далее – Экоцентр).

          1.4. Цель Конкурса:

-      интеллектуальное и личностное развитие юношества, участвующего в исследовательской деятельности; развитие системы организации и инфраструктуры исследовательской деятельности обучающихся в образовательных организаций.

Задачи:

-      обеспечение доступности, качества и эффективности образования детей на основе развития продуктивных образовательных технологий, повышение мотивации учащихся к познавательной деятельности;

-      развитие творческого интереса обучающихся в области фундаментальных наук, наук о Земле, биосфере, человечестве, его истории и культуре; стимулирование участия обучающихся в исследовательской работе в областях науки, являвшихся сферой научных интересов В.И. Вернадского;

-      выявление и поддержка талантливых учащихся в сфере интеллектуальной деятельности, мотивированных на продолжение образования в сфере науки;

-      знакомство обучающихся с современными известными учёными; достижениями фундаментальной и прикладной науки;

-      повышение интереса к творческому образованию и интеллектуальной деятельности в среде молодежи, в профессиональных сообществах, в обществе в целом;

-      развитие образовательных программ и методик, основанных на исследовательской деятельности учащихся; содействие их широкому распространению в образовательной системе.

1.5. Предметом рассмотрения на Конкурсе являются учебно-исследовательские работы обучающихся.

 

2.     УЧАСТНИКИ КОНКУРСА

 2.1. Участники Конкурса должны обучаться на момент его проведения в общеобразовательных организациях (8-11 классы) или в профессиональных образовательных организациях. Оценка работ производится без учёта возраста участника.

2.2. В Конкурсе принимают участие индивидуальные исследователи, а также авторские коллективы (не более трёх авторов). При представлении работы двумя или тремя авторами необходимо отразить вклад каждого из них на этапах сбора, обработки и интерпретации материала. Работы могут быть представлены общеобразовательными организациями, образовательными организациями дополнительного образования детей, другими организациями, а также авторами лично.

 

3. СОДЕРЖАНИЕ

 3.1. На Конкурс принимаются работы проблемного характера, включающие этапы методически корректной исследовательской работы, обработки, анализа и интерпретации собранного материала, имеющие обзор литературы по выбранной теме (приложение 1). Тематика исследований в работах, представляемых на Конкурс, не ограничивается. Объект исследований должен быть локализован (конкретная деревня, долина, водоём, гора, городище, комплекс, определенный социум, психологическая проблема и пр.).

3.2. К рассмотрению не принимаются: проектные, реферативные и описательные работы, а также работы, представлявшиеся на другие конкурсы и конференции всероссийского уровня без их значительной переработки в содержательной части, а так же приведения в соответствие требованиям настоящего Положения.

3.3. Не рассматриваются работы, содержащие плагиат. Работы – участники прошлых лет – должны быть не только переработаны в содержательной части (не менее чем на 25%), но и должны учитывать сделанные ранее замечания экспертного сообщества.

3.4. В составе Конкурса выделяются следующие предметные направления:

Естественнонаучное направление:

-      Науки о Земле – геология, география, минералогия, ландшафтоведение, метеорология, климатология и др.

-      Науки о водоёмах – гидрология, лимнология, гидрография, океанология, гидробиология и т.д.

-      Ботаника – изучение жизни растений, ботаника, геоботаника, агрономия, лесоведение, лихенология, бриология и др.

-      Зоология беспозвоночных – изучение беспозвоночных животных: гельминтология, малакология, арахнология, энтомология, экология и этология беспозвоночных и др.

-      Зоология позвоночных – изучение позвоночных животных: ихтиология, герпетология, орнитология, териология, экология и этология позвоночных животных и др.

-      Загрязнение сред обитания – источники загрязнения сред обитания (вода, почва, воздух, в том числе в городах) и их контроль.

-      Микробиология, клеточная биология и физиология растений – бактериология, протозоология, микология, альгология (микроскопических водорослей), клеточная биология, физиология растений и др.

-      Радиоэкология и инженерная экология.

-      Фармакология, биотехнология и пищевая химия.

-      Агробиология, агрохимия, защита растений.

-      Медицина и Физиология человека – анатомия и физиология человека, фундаментальная и прикладная медицина.

-      Химия – неорганическая, органическая, физическая; химические технологии; химические исследования.

 

Гуманитарное направление:

-      Народная культура – фольклористика и этнография, история и культура российских деревень, диалектология и ономастика.

-      Человек в современном мире – экологическая психология, социальная психология, этнопсихология, психология личности, психология индивидуальных различий, когнитивная психология, возрастная психология, психология жизненного пути.

-      Психофизиология и здоровье человека – психофизиология человека, гигиена, здоровый образ жизни.

-      История: человек и событие.

-      Региональное краеведение.

-      Религия вчера и сегодня.

-      Археология.

 

4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

           4.1. Конкурс проводится в заочной форме – с 12 декабря 2013 года по 28 февраля 2014 года.Учебно-исследовательские работы направляются в оргкомитет Конкурса (по указанному в Положении адресу) не позднее 20 февраля 2014 года.

          4.2. Работы на Конкурс следует подавать организаторам конференции только в электронном виде электронной почтой по адресу <ecokonkursy@mail.ru

 

5. ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТАМ

 Печатный объём работы не должен превышать 10 м/п страниц по естественнонаучному направлению и 15 м/п страниц по гуманитарному направлению (размер шрифта – 14 пт., межстрочный интервал – 1,5). Работы большего объёма отклоняются при технической регистрации. Рекомендуемый (оптимальный) объём работы: текстовая часть – 5 м/п страниц (что соответствует примерно 10000 знакам); иллюстративные материалы – не более 3-х листов формата А4; краткое описание работы – ½ страницы на русском языке (не более 1000 знаков). Файлы с основной текстовой частью рекомендуем предоставлять отдельно от иллюстративного материала (таблицы, фотографии, графики, схемы и пр.).

 

6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

           6.1. При оценке работ будет учитываться:

-      соответствие работы заявленной теме и выбранной номинации;

-      глубина проработки проблемы;

-      компетентность, полнота и объём проведённых исследований;

-      степень участия автора в проведённых исследованиях.

6.2. Рецензирование работы в региональном туре Конкурса проводится на основе следующих критериев:

  Наличие краткого введения в проблему исследования, ясное изложения    темы исследования;

-   формулировка цели, задач и (желательно) гипотезы исследования;

-   описание конкретных методов исследования, оформленное в соответствии

          с правилами, применимыми для научных текстов;

-   раздельное изложение собственных результатов наблюдений и

          экспериментов и их обсуждения и анализа;

-   наличие иллюстративного материала, выявляющего главные этапы и

составляющие проведенного исследования.

 

6.3. На каждого участника Конкурса заполняется следующий оценочный лист:

 

 

 

Оценочный лист участника

регионального этапа Всероссийского открытого конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского

                                                                                       

Фамилия, имя, отчество ___________________________________

Школа, район____________________________________________

Клуб___________________________________________________

Критерии оценки

Максимальное

кол-во баллов

Оценка выступления

 

 

 

1. Содержание:

1) актуальность;

2) новизна;

3) научное значение результатов   работы;

4) практическое значение результатов работы.

 

5 баллов

5 баллов

5 баллов

 

5 баллов

 

2. Оформление работы

5 баллов

 

3. Уровень представления работы:

1) наглядность;

2) логичность;

3) компетентность;

4) контакт с аудиторией.

 

5 баллов

5 баллов

5 баллов

5 баллов

 

4.  Соблюдение регламента

3 балла

 

 5. Вид работы:

1) реферативная;

2) поисково-исследовательская.

 

3 балла

5 баллов

 

6. Общее количество баллов

53 балла

максимально

 

 

Помните, что Ваши исследования не должны наносить ущерба природе!

 

6.4.       В требования Конкурса не входит обоснование в тексте работы: актуальности, новизны и практической значимости.

 

7.  ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ

            7.1. При проведении регионального этапа Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского в каждой номинации определяется победитель, который награждается Дипломом Министерства образования и науки Ульяновской области.

          7.2. Лучшие учебно-исследовательские работы победителей направляются для участия в очном туре Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского, который будет проходить в Москве в апреле 2014 года.

 

8.   ФИНАНСИРОВАНИЕ КОНКУРСА

 8.1. Командировочные расходы на участие во Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского в Москве (проезд и проживание), а так же иные расходы, не связанные с участием  в очном туре Конкурса, оплачивается командирующими организациями на местах.

 

9.   АДРЕС ОРГКОМИТЕТА КОНКУРСА

Адрес: 432002, г.Ульяновск, просп. Нариманова, 13, Экоцентр.

Тел. (8422) 43-59-71

E-mail: ecokonkursy@mail.ru

www.ulecocentr.ru

Куратор: Корольков Максим Анатольевич – методист Экоцентра.

  

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

К Положению

о региональном этапе Всероссийского

конкурса юношеских исследовательских

работ имени В.И. Вернадского

 
 Рекомендации по написанию учебно-исследовательских работ

           Настоящий материал поможет руководителям исследовательских работ учащихся и их авторам более грамотно подойти к оформлению результатов, а в дальнейшем повысить качество своих работ.

          Научный (исследовательский) подход к изучению того или иного явления является одним из способов познания человеком окружающего мира (наряду с религиозным способом, познанием через искусство и др.).

          Этот подход имеет чётко установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют ту или иную работу отнести к области исследовательских.

          Что же должно присутствовать в исследовательской работе?

          Во-первых, необходимо сформулировать цель исследования. Очень часто, читая текст, трудно понять, зачем он написан. С этим часто приходится сталкиваться в художественных произведениях, где композиция романа или рассказа является предметом авторского замысла и развязка, объясняющая цель написания текста, наступает только в конце. В исследовательских работах это не так. Композиция и структура исследовательской работы стандартны, от этих стандартов (или правил) нельзя отступать (как, например, в футболе нельзя играть руками).

          Цель исследования обычно состоит в изучении определенных явлений (для иллюстрации возьмем гипотетический пример из области наук о Земле ­– изучение кислотности воды в водных объектах N-го заповедника. Все, сказанное ниже, может быть применено и для любой гуманитарной области).

          В некоторых исследованиях полезно выделить гипотезу. Это позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями. В нашем примере гипотезой исследования может быть предположение о зависимости кислотности воды от глубины водоёма. Такое предположение определяет и выбор водоёмов для отбора проб (мелкие и глубокие).

          После этого необходимо поставить задачи исследования. Задачи и цели ­– не одно и то же. Задачи показывают, что вы собираетесь делать (например, провести отбор определенного количества проб воды из разных объектов и определение их кислотности с помощью индикатора).

          В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не «изобретаете велосипед», делая то, что давно уже сделали до вас. Написание литературного обзора поможет вам более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время доклада. Нужно понимать, что в хорошо выполненной работе то, что входит в текст и звучит на докладе – лишь «верхушка айсберга», основная часть которого скрыта под водой и напрямую в работе не присутствует.

          Использованные в нашем примере правила отбора и определения кислотности являются методикой исследования, её описание должно присутствовать в работе (в какие банки отбирается вода, с берега или с лодки, с какой глубины, ночью или днём, сразу ли используется «лакмус», каким образом определяется его цвет (на глаз или с помощью цветового клина) как записываются результаты). Докладчику необходимо отдавать себе отчёт в границах применимости методики и ее устойчивости (например, возможных последствиях использования недостаточно хорошо вымытых банок).

          Далее представляются собственные результаты. Необходимо чётко понимать разницу между рабочими данными и данными, представляемыми в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел (или иных данных), которые представлять не нужно. В тексте числа и конкретные примеры служат для иллюстрации и общей характеристики полученных в ходе исследования результатов, на основании которых делаются выводы. Поэтому обычно рабочие данные обрабатывают и в тексте представляют только самые необходимые. Наиболее выигрышной формой представления является графическая. Всегда ставьте себя на место читателя, которому за время прочтения работы (а это 5-10 минут), нужно разобраться и в работе, и в характере представленных результатов, старайтесь максимально облегчить ему восприятие текста.

          Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками и проанализировать, т. е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

          И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них.

Помните о том, что ваши работы ­– лишь первый шаг в слегка приоткрывшуюся для вас дверь науки. Никогда не забывайте, что главная заслуга в этом – ваших научных руководителей, которые помогли вам его сделать. Настоящее, самостоятельное научное исследование возможно лишь после получения качественного, разностороннего высшего образования; для того, чтобы стать учёными, вам нужно еще годы и годы напряженно учиться.

 

 

 


Вернуться