ПОЛОЖЕНИЕ

об областном конкурсе «Моя малая Родина»

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее положение разработано  в целях организации и проведения областного конкурса «Моя малая Родина».

1.2 Областной конкурс «Моя малая Родина» (далее - Конкурс)
является ежегодным мероприятием.

1.3 Областной конкурс «Моя малая Родина» (далее-Конкурс) проводится с целью активизации работы образовательных учреждений по воспитанию у детей и подростков экологической культуры в процессе практической деятельности по изучению и сохранению природного и культурного наследия своего края, способствующей развитию чувства патриотизма и гражданской ответственности.

1.4. Задачи Конкурса:

Привлечение внимания детей и взрослых к проблеме сохранения природного и культурного наследия своей малой родины, способствующее воспитанию бережного отношения к природно-культурным ценностям;

развитие и реализация практико-ориентированных экологических проектов в процессе сотворчества обучающихся и педагогов по изучению этноэкологических и культурных особенностей родного края;

выявление и поддержка исследовательской и практической деятельности обучающихся, стимулирование творческой инициативы педагогов, детей и подростков, изучающих вопросы взаимоотношения этноса и природной среды;

содействие в социально-экономическом и культурном развитии края, а также экологическом просвещении населения;

повышение роли экологической культуры в выборе духовно-нравственных жизненных ориентиров, способствующих социальной адаптации и профессиональному самоопределению  детей и подростков.

1.5. Руководство организацией и проведением конкурса осуществляет Оргкомитет, созданный   из числа работников Министерства образования и науки Ульяновской области, Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Областная станция юных натуралистов.

 

2. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА

2.1. В Конкурсе принимают участие обучающиеся образовательных учреждений Ульяновской области в возрасте до 18 лет, проявляющие интерес к работе по изучению и сохранению природно-культурного наследия своей малой родины.

 

 

3. ПОРЯДОК И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

3.1. Конкурс проводится в 2 этапа: муниципальный и областной (заочный)

Муниципальный с 20 октября  по 15 ноября 2013г.

Областной(заочный) с 15 по 30 ноября 2013г.

 

4. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

4.1. Конкурс проводится по следующим номинациям:

Гуманитарно-экологические исследования:Гуманитарно-экологические исследования (рассматриваются учебно-исследовательские работы, посвященные изучению истории взаимоотношений этноса и природы, отражения природы в культуре этноса, а также влияния этнических, религиозных и иных традиций на отношение к природе и природопользование);

 

Традиционная культура (рассматриваются работы по воспроизведению предметов материальной культуры – одежды, утвари, продуктов питания и др., с использованием природных материалов, а также отражающих природные объекты и явления, а также работы по сохранению и воспроизведению явлений нематериальной культуры – песен, танцев, игр, обрядов и др., отражающих взаимоотношения этноса с природным окружением);

 

Живой символ малой родины (рассматриваются живописные и другие художественные работы (рисунки и др.) в которых авторы представляют «живой символ малой Родины» и письменное обоснование его выбора (сочинение), где требуется аргументировать, именно его предпочтение - в чем заключается его уникальность или характерность для края, интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т. д.);

 

Публицистика в защиту природы и культуры (рассматриваются статьи, эссе, очерки и другие публицистические произведения, посвященные проблемам комплексного сохранения культурного и природного наследия и выражающие личное понимание проблемы взаимоотношения жизни этноса и природной среды).

 

Эколого-краеведческие путеводители (рассматриваются эколого-краеведческие путеводители и описания маршрутов, знакомящие с культурным и природным наследием малой родины).

 

4.2. В конкурсных работах всех номинаций должны рассматриваться вопросы взаимосвязи между культурным и природным окружением этноса, например:

 история природопользования и охраны природы;

традиционное природопользование и окружающая среда;

природные промыслы, изделия из природных материалов;

природные объекты и явления в культуре этноса, его религии, верованиях, обрядах, фольклоре, топонимике, орнаменте и др.;

природа в искусстве (литературе, живописи, музыке и др.);

 сакральные природные объекты;

 травы и иные природные средства в народной медицине;

экологические аспекты образования поселений;

природные и культурные достопримечательности при определении          рекреационной значимости территории;

отношение к природе в различных этнических, конфессиональных, социальных, профессиональных и иных общностях.

Участники Конкурса не ограничены данным перечнем в выборе темы и могут избирать ее свободно, однако содержание конкурсных работ должно соответствовать общей теме Конкурса.

4.3. Формы представления конкурсных работ:

учебно-исследовательская работа, путеводитель или описание маршрута, тропы - в номинации «Гуманитарно-экологические исследования»;

публицистическое произведение (статья, эссе, очерк и т.п.) – в номинации «Публицистика в защиту природы и культуры»;

фотографии предметов материальной культуры (с аннотациями), видеозаписи исполнения народных произведений (с аннотациями) – в номинации «Традиционная материальная и нематериальная культура»;

4.4.  На Конкурс не принимаются работы:

 Не соответствующие тематике Конкурса (не связанные с изучением или сохранением культурного и природного наследия);

не соответствующие требованиям к оформлению конкурсных работ  (Приложение №1);

занявшие призовые места на других конкурсных мероприятиях всероссийского уровня, проводимых Федеральным агентством по образованию в предыдущих и текущем годах;

нарушающие нормы толерантности и уважения к другим этносам, религиям и культурам.

4.5. Конкурсным преимуществом пользуются междисциплинарные работы, рассматривающие культурное и природное наследие во взаимосвязи.

4.6. Работы, присланные на Конкурс, обратно не возвращаются.

 

5. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСА

5.1. Для проведения I этапа Конкурса создаются  оргкомитеты на уровне муниципальных образований, которые осуществляют информационное обеспечение Конкурса, подведение его итогов и определение победителей, представление конкурсных работ победителей на областной (заочный) этап.

Работы по итогам муниципального этапа представляются в срок до 10 ноября 2013 года по адресам:

-в номинациях гуманитарно-экологические исследования, публицистика в защиту природы и культуры – Управление образования, ул. Полбина, 57а, здание СОШ №27, каб. 107 (Чернова Татьяна Евгеньевна, т.58-16-37)

-в номинации эколого-краеведческие путеводители  - МБОУ Станция юных туристов, ул. Фруктовая, 4, каб.313, 315 (Горбунова Людмила Ивановна, т.69-32-34)

-в номинации живой символ малой родины – МБОУ ДОД Детский эколого-биологический центр, ул. Карбышева, 38, каб.409 (Юсупова Эльмира Румыльевна, т.21-05-56)

-в номинации традиционная культура – МБОУ ДОД Центр детского творчества №1, ул. Жуковского, 66, каб.28 (Игнатьева Наталья Владиславовна, т.52-44-41)

5.2. Конкурсные работы победителей первого этапа конкурса (не более 3– по одной в каждую номинацию)   высылаются в адрес организаторов Конкурса (432026 г. Ульяновск, ул. Октябрьская, 42, а/я 1118. с пометкой – «На Конкурс «Моя малая Родина») в срок до 15 ноября  2013г.

5.3. Победители областного (заочного) этапа  Конкурса определяются по результатам оценки жюри конкурсных работ в соответствии с критериями (Приложение №2).

 

6.НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА

6.1.   По итогам городского этапа конкурса победители (1,2,3 место) награждаются грамотами Управления образования администрации г.Ульяновска.

6.2.  Итоги Конкурса подводятся по результатам областного (заочного) этапа.

6.3. Победители и призеры  Конкурса по каждой номинации награждаются дипломами Министерства образования Ульяновской области.

6.4. Работы победителей Конкурса могут быть представлены на  Всероссийский конкурс «Моя малая Родина» г. Москва.

 

7. ФИНАНСИРОВАНИЕ КОНКУРСА

Финансирование Конкурса осуществляется за счет средств Областной станции юных натуралистов.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ №1

к положению

об областном конкурсе

«Моя малая Родина»

 

Требования к оформлению конкурсных работ

1 Общие требования к конкурсным работам

1.1. На каждую конкурсную работу необходимо заполнить анкету-заявку (образец прилагается).

1.2. Все текстовые материалы должны быть написаны на русском языке, отпечатаны на пишущей машинке или набраны на компьютере. В исключительных случаях возможно представление разборчиво написанного рукописного текста. Листы конкурсных материалов должны быть надежно скреплены степлером, в скоросшивателе и т. п., страницы пронумерованы. Формат текстового материала – не более А4.

1.3. При выполнении работы являются обязательными сноски на использованную литературу и информационные источники, которые могут быть помещены как в тексте, так и в конце работы.

1.4. Графики и диаграммы должны сопровождаться комментариями, быть четкими, сопровождаться цифровыми данными.

1.5. Картографический материал должен быть четким, разборчивым и иметь заглавие, масштаб, легенду. Ксерокопии фотографий и картографических материалов не принимаются.

 

2. Требования к исследовательской работе

2.1. Структура исследовательской работы предусматривает:

титульный лист, на котором указывается – (сверху вниз): название учреждения и объединения; тема работы; фамилия и имя автора (-ов), класс; Ф.И.О. (полностью) и должности руководителя работы и консультанта, (если имеются); название населенного пункта ; год выполнения.;

содержание с обозначением всех разделов и указанием страниц;

введение с постановкой проблемы, цели, задач исследования, предмета и объекта исследования, обоснованием темы, характеристикой источников и литературы, указанием места, срока и продолжительности исследования;

методика исследования - описание методов и методик проведения работы, сбора и обработки материала;

основная часть, в которой дается описание проведенного исследования, аналитика, доказательства выдвинутых гипотез, изложение обработанного материала (текст можно дать по главам);

заключение, содержащее выводы по теме исследования, новизну полученных данных, результаты исследования с числовыми и фактическими данными, обоснование перспективы и практической значимости работы;

список использованных источников и литературы;

приложения (карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и т.д.).

2.2. Исследовательская работа может быть в виде экологического проекта, к которому предъявляются те же требования. Кроме того, необходимо указать проблемы, которые решает проект, механизмы и этапы его реализации, партнеров, ожидаемые результаты. Главным в проекте считается его конкретная реализация и практическая значимость.

 

3. Требования к творческой работе

3.1. Творческая работа должна отражать природные и культурные особенности своего края, личное отношение автора к своей малой родине.

3.2. Творческая работа может быть представлена - фотографиями (формат 20х30), фотопейзажами и фотоальбомами, рисунками, аудио - и видеоматериалами, к которым необходимо дать пояснительный текст, текстовое описание фольклорных произведений, предметов народных ремесел и декоративно-прикладного искусства (объем – не менее 5 страниц).

3.3. Пояснительный текст к работам по материальной и нематериальной культуре должен содержать краткие сведения:

об истории обычая, обряда, художественного промысла и т.д.;

об особенностях и характерных отличиях технологии (для художественных промыслов, рукоделия и др. предметов материальной культуры);

традиционных приемов (для игр, обрядов и прочих объектов нематериальной культуры).

3.4. Натуральные экспонаты на областной (заочный) этап высылать не рекомендуется.

3.5. При оформлении творческих работ необходимо учитывать общие требования к конкурсным работам (Приложение №1).

 

4. Требования к разработкам путеводителя и эколого-краеведческого маршрута

4.1. Содержание разработки должно представлять собой не столько описание населенного пункта или маршрута, сколько рассказ об особенностях природы и культуры края, своеобразия и самобытности поселения, культурного ландшафта.

4.2. Иллюстративный и картографический материал может быть представлен в произвольном виде (фотографии, рисунки, карты, схемы с пояснениями и др.).

4.3. Примерный план формирования содержания:

история объекта (история возникновения, археология, топонимика, развитие, современность);

природа края (место на карте - географическое положение, рельеф, климат, современное состояние растительности и животного мира, традиционное природопользование, особо охраняемые природные территории  и объекты);

население (численность, социальный, этнический и религиозный состав, основные занятия населения, профессии, старожилы, интересные люди и т.п.);

культура и основные достопримечательности (архитектура, искусство, фольклор, религия; духовная и досуговая жизнь населения: праздники, гуляния, обряды и т.д.);

 

 

современность (природные, экологические, экономические, правовые, социальные, культурные, этнические аспекты современной жизни края).


Вернуться